Претензия – это разновидность документов, используемых в гражданско-правовых отношениях с целью досудебного урегулирования возникшего конфликта. Субъектами спора могут выступать как представители предпринимательского сектора экономики, так и рядовые граждане, потребители. Всё зависит от конкретной ситуации и намерений представителей.

Юридическое значение

Юридическое значение претензии крайне тяжело переоценить. Начнём с того, что в отдельных случаях её направление является обязательным элементом для обращения в суд с исковым заявлением. Так, это правило по большей части касается арбитражного процесса. Конечно, Гражданский процессуальный кодекс РФ, а именно п. 3 ч. 1 ст. 132 выделяет в качестве обязательного документа для подачи искового заявления подтверждение соблюдения претензионного порядка. Однако такая необходимость возникает не всегда, а лишь в случаях, предусмотренных отдельными федеральными законами.

Досудебный порядок

Досудебный порядок в свою очередь является первым этапом на долгом пути к урегулированию возникших между сторонами недопониманий. Та сторона, чьи права были нарушены, направляет в адрес другой документ с подробным изложением своей позиции, предложением по решению спора. Если представитель второй стороны согласен со всеми тезисами и готов к мирному разрешению, на этом моменте дело можно будет считать закрытым. Однако в большинстве случаев споры доходят до зала судебного заседания, перетекая в судебную плоскость.

Преимущества досудебного решения спора

Досудебное разрешение возникшего спора имеет ряд преимуществ, от которых в большинстве случаев лучше не отказываться. Рассмотрим их по порядку:

  • государственная пошлина, которую придётся уплатить при обращении в суд. Её размер зависит от цены иска и количества предъявленных требований. В отдельных случаях итоговая сумма может разрастись до весомых значений;
  • решение суда, вынесенное на судебном заседании, может быть куда суровее, чем предложенное контрагентом мирное разрешение спора. Далеко не в каждой ситуации следует доверять решение спора третьим лицам;
  • судебное разбирательство может тянуться долгие месяцы или даже годы. В течение этого промежутка времени денежные средства могут подвергнуться инфляции, а предмет спора потерять свою актуальность для представителей сторон. Как правило, скорейшее разрешение ситуации входит в интересы лишь одного из контрагента, когда второму будет выгоднее максимально долго растягивать сроки.

Отправка

Процедура отправление претензии представителю второй стороны является довольно важным элементом во всём мероприятии по разрешению конфликта. Всего их существует несколько, однако мы бы порекомендовали всегда отдавать предпочтение одному – почтовому отправлению заказного письма с уведомлением о вручении. Так у отправителя на руках останется квитанция и почтовый реестр, которые в свою очередь выступят доказательствами уведомления контрагента о наличии претензий. Эту документацию мы приложим к исковому заявлению.