Расписка – это документ, призванный подтвердить какой-то факт или случившееся ранее обстоятельство. Основное его отличие от иных форм официальных бумаг – это односторонний порядок подписания. Большинство документов всё же требует заверения автографами представителей как минимум двух сторон.

Юридическое значение

В силу того, что на расписке стоит подпись гражданина, она обладает юридической силой. Как уже было сказано выше, основная цель написания такого документа – подтверждение факта. Таким образом самыми распространёнными разновидностями расписок являются:

  • о получении денежных средств;
  • об отсутствии претензий;
  • о получении какого-либо объекта.

Срок хранения расписки равен тому времени, в течение которого лицо будет выполнять обязательство. Официальная бумага составляется в одном экземпляре и передаётся представителю второй стороны в знак добрых намерений.

Форма документа

Законодательство РФ никогда не предъявляло и в настоящий момент не предъявляет каких-то требований к написанию такого вида документов как расписка. Граждане вольны излагать официальную бумагу без использования общеобязательных бланков в свободной форме. Конкретный шаблон будет несколько изменяться в зависимости от предмета гарантии.

Отметим, что свободная форма документа в свою очередь предъявляет к расписке определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка. Необходимо исключить жаргонизмы, ругательства, бытовые речевые обороты. Тон повествования должен быть нейтральным;
  • обозначение реквизитов (дата, место);
  • подробная информация о составителе документа (ФИО, паспортные данные);
  • автограф гражданина должен быть расшифрован.

Если в расписке фигурируют денежные суммы, рекомендуется продублировать их прописью. Так лицо подстрахует себя от опечаток, ведь прописная форма имеет приоритет над цифровой.

Заверение у нотариуса

Действующее законодательство не обязывает лиц удостоверять расписки в нотариальном порядке. Это решение принимается в каждом отдельно взятом случае индивидуально. Несомненно, автограф нотариуса придаст официальной бумаге юридической силы, а в случае возникновения спора относительно добровольности написания расписки нотариус выступит гарантом.

Структура расписки

Разберём поподробнее, из чего конкретно состоит расписка. Любой документ из этой группы можно условно разделить на четыре составных блока: реквизиты, сведения о лице, обязательство, автограф. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Под реквизитами понимается обозначение даты (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления официальной бумаги. В отдельных ситуациях лицо может прописать и точное время.

В качестве сведений о гражданине необходимо прописать его ФИО полностью и паспортные данные. Сюда войдёт:

  • дата и место рождения;
  • место прописки;
  • кем и когда выдан.

В блоке обязательств лицо ёмко объясняет предмет настоящего обещания. Обычно утверждаются конкретные сроки и точные объёмы денежных средств (если имеет место). Также следует не забыть указать ФИО лица, у которого расписка будет храниться.

Как уже было упомянуто ранее, в расписке расписывается только лицо, которое её составило. Автограф контрагента не требуется.