Претензия по оплате коммунальных услуг – это документ, с которым один из участников правоотношений по оказанию услуг ЖКХ выступает с определёнными требованиями к другому. Сегодня мы разберёмся в особенностях оказания коммунальных услуг и их оплаты, расскажем о порядке и правилах оформления официальной бумаги.

Стороны по договору оказания услуг ЖКХ

Одной из сторон в договоре на оказание жилищно-коммунальных услуг всегда будет являться физическое лицо, то есть собственник жилого помещения, а другой – организация, поставляющая определённые услуги. К услугам ЖКХ можно отнести не только свет, воду, ТКО, отопление и ГАЗ, но также уборку помещений общего пользования, придворовой территории, поддержание инженерных и сантехнических коммуникаций в норме.

Сфера ответственности коммунальных служб разделена довольно чётко. Так, региональный оператор занимается вывозом ТКО, теплогенерирующая организация поставляет отопление, а газоснабжающая – газ. Следует также отметить, что некоторые договоры с коммунальными службами подписывать не нужно, так как они являются публичными. Причем речь даже не идёт о совершении каких-либо конклюдентных действий со стороны потребителя. Речь в данном случае идёт о договоре на вывоз ТКО. Каждый собственник жилого помещения обязан ежемесячно оплачивать данную услугу даже в том случае, если никаких договоров он не заключал, в жилом помещении фактически не проживает.

Претензионный порядок

Претензионный порядок по жилищно-коммунальным услугам является обязательным элементом в том случае, если заявителем судебного иска выступает коммунальная служба. В тех случаях, когда требования исходят от потребителя, допускается обратиться в орган правосудия без предварительного предприятия попытке мирного урегулирования спора. Таким образом претензия от потребителя является факультативным документом, без которого в теории можно обойтись, однако мы бы не рекомендовали так поступать. Как показывает практика, в большинстве случаев спор исчерпывает себя именно на этом этапе.

К коммунальным службам действующее законодательство предъявляет довольно-таки строгие требования, ставящие их в определённые рамки. Так, срок на подготовку мотивированного ответа потребителю составит 30 календарных дней. В случае пропуска такого временного периода речь может пойти о привлечении организации к административной ответственности.

Как подать претензию

Потребитель может обратиться к коммунальной организации несколькими способами. Здесь всё будет зависеть от того, в какую именно службу заявляются требования. Если поставщики основных услуг представлены в виде крупных юридических лиц, имеющих свои официальные веб-сайты с разделом «обращения граждан», то вот управляющие компании и ТСЖ, как правило, таким инструментарием не располагают.

Первый способ подачи претензии – нарочный. Потребителю услуги потребуется самостоятельно прийти в офис организации, передать документ лично в руки представителю фирмы. В таких случаях подготавливается два экземпляра претензии, один из которых передаётся на рассмотрение, а второй штампуется отметкой о принятии, остаётся у гражданина.

Второй способ связан с использованием услуг Почты России. Заказные письма доставляются практически в любые точки страны, а сроки доставки в рамках одного населённого пункта составят несколько суток. Подтвердить факт получения поможет возвратившееся отправителю уведомление о вручении.

Форма документа

Форма претензии, пусть даже и той, которая впоследствии может стать досудебной, не утверждается на законодательном уровне. Так, потребитель вправе оформить официальную бумагу в свободной форме, руководствуясь лишь общими правилами деловой этики и делового документооборота. Потребуется чётко и ясно выразить суть претензии, заявить вполне конкретные требования.

Написать текст претензии можно двумя способами: рукописным и машинописным. Это решение принимает исполнитель документа, ориентируясь на наличие технической возможности исполнения печатного варианта. Традиционным носителем информации выступит чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция по составлению претензии

Начинаем формировать претензию с заполнения первого структурного элемента – шапки. В правом верхнем углу листа бумаги заявителю требований потребуется обозначить, от кого подаётся документ, кому. В качестве информации о коммунальной службе укажем её полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, юридический адрес. Потребитель прописывает свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона или адрес электронной почты. Если не оставить ни одного средства обратной связи, рассчитывать на удовлетворение требований вряд ли придется.

Основной структурный блок должен содержать в себе ссылку на заключённый между сторонами договор (если он не является публичным), обозначения того, что заявитель претензии является собственником конкретного жилого помещения. Далее ссылаемся на то, что коммунальная служба каким-то образом нарушает регламент начислений за пользование услугой, чем ставит под вопрос размер оплаты. Так, например, гражданин может затребовать перерасчёт на основании предоставленных им документов (пенсионное удостоверение, донорское удостоверение, ветеранское удостоверение).

Ещё один частый спорный момент – размер начисления. Несмотря на то, что потребитель регулярно передаёт показания счётчиков, сумма в квитанции образуется исходя из объемов общедомового потребления.

Примерный образец

В завершение документа мы обращаемся лично к руководителю коммунальной компании, требуем осуществить перерасчёт, начать начислять суммы корректно, возвратить излишне уплаченные денежные средств. Подписываем претензию, передаём на рассмотрение.