Претензия хранителю – это официальная бумага, с которой поклажедатель обращается в адрес хранителя, выдвигает определённые требования. В рамках настоящего материала мы рассмотрим особенности взаимоотношений контрагентов по договору хранения, расскажем о юридической значимости претензии, разберёмся в правилах её составления и порядке заявления.

Договор хранения

Договор хранения выделяется в качестве обособленной разновидности сделок, которые участники правовых отношений вольны заключать друг с другом. Правовая основа приводится в статье 47 Главы Гражданского кодекса РФ. Так, одна сторона обязуется хранить определённое имущество по заказу другой за определённую плату. Сроки хранения регулируются 889 статьей вышеупомянутого нормативного правового акта, устанавливаются по условиям сделки. Если соглашение не содержит упоминания срока вовсе, предполагается, что имущество передаётся на хранение до востребования. В течение тридцати дней с даты заявления требования о необходимости возврата поклажедатель обязан выйти на контакт с хранителем, исполнить взятые на себя обязательства.

Подписывая договор, стороны принимают на себя определённые обязательств, в случае невыполнения которых последует применение санкций. Речь идёт о неустойке за просрочку исполнения обязательств, возмещении прямого материального вреда и убытков.

Споры между хранителем и поклажедателем

Поклажедатель может выступить с претензией к хранителю по следующим основаниям:

  • порча переданного на хранение имущества в связи с нарушением правил хранения;
  • безвозвратная утрата имущества;
  • пропуск срока возврата;
  • расхождения в количестве и качестве переданного и возвращенного имущества.

В каждом из вышеперечисленных случаев будет иметь место нарушение договорных обязательств, а значит, появляется возможность взыскать неустойку. Отметим, что договор хранения относится к той разновидности сделок, для которых не предусмотрена законная неустойка. То есть, если в условиях соглашения прямо не прописаны штрафные санкции за неисполнение обязательств, рассчитывать на неустойку в любой форме (пени или одномоментный штраф) не придется.

Взамен неустойки допускается взыскать убытки. В силу того, что договор хранения обычно заключается именно между предпринимателями, каждый день простоя, в течение которого невозможно реализовать товар, будет стоить определённую денежную сумму (упущенная выгода). Хранитель вправе высчитать размер своих убытков, выставить контрагенту претензию по подобному основанию.

Претензионный порядок

Несмотря на то, что Гражданский кодекс прямо не упоминает претензию по договору хранения, обойтись без её составления попросту не выйдет. Так, споры между предпринимателями в судебном порядке должны рассматривать арбитражные суды, которые в свою очередь работают на основании Арбитражного процессуального кодекса. АПК предусматривает обязательное соблюдение досудебного претензионного порядка. Это значит, если хранитель предварительно не направлял поклажедателю претензию, обратиться в суд с исковым требованием не получится, так как его попросту не примут.

Более того, претензия видится отличным вариантом для разрешения конфликтной ситуации мирным путём. Если судебный спор в теории может длиться несколько месяцев или даже лет (в зависимости от сложности правоотношений и многих иных факторов), то претензию могут удовлетворить в течение тридцати календарных дней с момента получения провинившейся стороной. Именно такой срок АПК устанавливает для рассмотрения требований, принятия решения об их удовлетворении или подготовки мотивированного отказа.

Инструкция по составлению претензии

Процесс формирования любой претензии начинается с заполнения её шапки, в которой потребуется указать, кому она подаётся, от кого. В верхней части документа обозначаем общую информацию о контрагентах. Если сторонами договора хранения выступают юридические лица, отметим их полные наименования, организационно-правовые формы, ФИО и должности руководителей (не учредителей), юридические адреса. Для индивидуальных предпринимателей оставим их ФИО, ИНН, ОГРН, адреса постановки на учёт в налоговом органе. Заявитель требований должен указать хотя бы одно средство обратной связи чтобы представители получающей стороны смогли обратиться за разрешением вопроса. Допускается оставить номер сотового телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес для корреспонденции.

Ниже по документу переходим к оформлению основного структурного блока претензии. Ссылаемся на заключённый между хранителем и поклажедателем договор хранения с указанием его реквизитов (уникальный регистрационный номер и дата подписания), обозначением отдельных условий соглашения: цена договора, сроки исполнения обязательств, тип переданного на хранение имущества. Отдельные предметы требуют особых условий для хранения. Например, если речь идёт о различного рода продуктах питания, критически важно соблюдать соответствующую температуру в помещении, нивелировать сырость.

Следующим шагом представитель поклажедателя обращается к представителю хранителя, выдвигает свои требования. Все денежные суммы, которые вы решите затребовать с контрагента, потребуется чем-то подтвердить.

Примерный образец

Уполномоченный представитель поклажедателя заверяет документ своим автографом, прикладывает к нему надлежащим образом оформленную доверенность (или выписку из устава), передаёт на рассмотрение деловому партнёру любым из описанных выше способов. Если по факту истечения тридцати календарных дней ответа так и не последовало, можно смело приступать к оформлению искового заявления, его передаче в арбитражный суд.