Претензия арендодателю – это официальная бумага, с которой арендатор может обратиться к контрагенту, выставить требования по части исполнения обязательства. В рамках настоящего текста мы расскажем, как правильно составить бумагу, по какому поводу обратиться, рассмотрим юридическую сторону вопроса.

Договор аренды

Договор аренды представляет собой соглашение между юридическими или физическими лицами, согласно которому одна сторона передаёт другой право пользования тем или иным имуществом. Причем речь может идти как о движимом, так и о недвижимом. Чаще всего предметом аренды будет являться нежилое помещение, которое используется предприятием в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Следует проводить чёткую грань между договором аренды и договором найма жилого помещения. Если предметом соглашения является квартира или жилой дом, а цель заключения сделки – проживание, такая сделка будет признаваться наймом. Это крайне важно, ведь эти разновидности соглашений предусматривают отличные друг от друга условия заключения, исполнения обязательств, расторжения.

Обязанности арендодателя

Арендодатель как участник сделки имеет определённые обязательства, которые он берёт на себя по факту подписания соглашения. Во-первых, он обязан предоставить доступ к арендуемому предмету, не ограничивать его в течение всего срока действия соглашения. Во-вторых, бремя по содержанию состояния помещения по части ремонта лежит именно на собственнике, то есть арендодателе.

Претензия арендодателю может быть как самостоятельным документом, так и встречным, в виде ответа на поступившую претензию в адрес арендатора. О том, как составить претензию арендатору, мы рассказали в другом материале, опубликованном на нашем сайте.

Так, чаще всего на практике именно арендодатель обращается с претензией к арендатору. Предметом спора является ухудшение состояния арендуемого объекта или невнесение арендной платы в течение одного или нескольких расчетных периодов. Арендатор вправе отреагировать на поступившее в его адрес обращением собственной претензией, выставить взаимные требования контрагенту.

Претензия для обращения в суд

Досудебный порядок предполагает мирное разрешение спорной правовой ситуации, возникшей между участниками сделки, в том числе и по договору аренды. В силу того, что аренда чаще всего используется в предпринимательской сфере, подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, АПК предусматривает обязательный досудебный порядок, то есть, если к исковому заявлению не будет приложены копия направленной ответчику претензии и подтверждение её получения, иск принят к производству не будет.

Таким образом получается, что без претензии обойтись попросту не выйдет. Более того, потребуется ещё и направить её контрагенту надлежащим образом.

Как отправить

Как мы уже выяснили ранее, претензию недостаточно грамотно составить, ведь необходимо ещё и правильно вручить ещё арендодателю. Для этого существует три способа.

Первый и самый простой в исполнении предполагает нарочную передачу. Встречаемся с представителем контрагента лично, вручаем экземпляр претензии в руки, просить заверить нашу копию его автографом. Именно этот экземпляр и выступит подтверждением для суда.

Второй вариант - отправка заказного письма через отделение почтовой связи. Почта России доставляет корреспонденцию по всей стране, при том в кратчайшие по меркам размеров нашего государства сроки. Подтверждением выступит возвратившееся по факту получения письма почтовое уведомление.

Третий вариант – отправка электронного письма на e-mail. Если речь идёт о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, в вписке из ЕГОЮЛ либо ЕГРИП будет прописан адрес электронной почты, закрепленный за организацией. Именно на него мы и отправляем претензию. Сам факт принадлежности почтового адреса ответчику будет подтверждаться выпиской из реестра.

Инструкция по составлению претензии

Начинаем процесс формирования претензии арендодателю с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем полное наименование компании-контрагента, ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес организации. Затем здесь же отметим идентичный набор сведений об арендаторе, выступающим с претензией. В шапке также следует оставить средства обратной связи, ведь, вероятнее всего, получатель захочет обсудить те или иные спорные моменты в личной беседе.

Ниже по документу мы ссылаемся на заключенный между сторонами договор с указанием даты его заключения, уникальных реквизитов. Затем кратко разъясняем условия сделки, а именно её предмет стороны, отдельные пункты, положения о неустойке и так далее. Следующим шагом утверждаем, что арендодатель исполняет взятые на себя по соглашению обязательства ненадлежащим образом, разъясняем, в чем конкретно это выражается. Вероятнее всего, речь пойдёт о взыскании неустойки, прекращении нарушений условий сделки или осуществлении необходимого ремонта.

В завершение работы с документом мы обращаемся к представителю арендодателя, выдвигаем свои законные требования. Не забываем оформить список приложений в столбик. Итоговый вариант претензии заверяем автографом с расшифровкой, ставим дату её формирования.

Общий срок ожидания ответа на претензию составляет 30 календарных дней. Если по факту истечения этого промежутка времени контрагент так и не вышел на связь, отказался удовлетворить ваши требования, приступаем к формированию искового заявления в арбитражный суд.

Примерный образец