Претензия об утере багажа – это документ, который вправе заявить к авиакомпании пассажир, чьи перевозимые вещи были утрачены по вине контрагента. Сегодня мы разберёмся в нормах законодательства, регулирующих перевозку предметов в качестве багажа, а также расскажем о том, как правильно сформировать официальную бумагу и передать на рассмотрение.

Багаж

Багаж является неотъемлемой частью перевозки пассажиров. Правовая регламентация приводится в статье 786 Гражданского кодекса РФ, а также в отдельных положениях иных нормативных правовых актах. Предполагается, что перевозчик берёт на себя ответственность доставить переданные ему предметы в целости и сохранности за денежную плату. В случае с авиакомпаниями цена договора (вознаграждения) будет зависеть от веса багажа.

В багаж можно сдавать практически все вещи за некоторыми исключениями:

  • взрывоопасные предметы;
  • предметы, выведенные из гражданского оборота (оружие и так далее).

Ответственность за целостность багажа будет нести организация, занимающаяся перевозкой пассажиров. Компания должна доставить багаж именно в том количестве и качестве, в котором он был передан ей. При посадке на рейс вещи пассажиров завешиваются на специальных весах, обматываются плёнкой и обособленно от граждан погружаются на борт лайнера. Аналогичная процедура происходит и по факту приземления. Если вес багажа отличается, это весомый повод обратиться с претензией.

Ответственность перевозчика

Как мы уже говорили ранее, вся ответственность будет лежать на перевозчике. Разберёмся в данном вопросе поподробнее. Общей нормой здесь выступят статьи 15 и 1086 Гражданского кодекса РФ, предполагающие возмещение причинённого лицу вреда, понесённых им убытков. В случае с багажом ситуация несколько осложняется, так как в большинстве случаев перевозчик не знает и не может знать, какие именно предметы находятся внутри сумки.

Так, существует багаж с объявленной ценностью и без таковой. Если цена известна, перевозчик в случае утраты будет обязан выплатить именно ту денежную сумму, о которой предварительно условился с пассажиром. В противном же случае срабатывает положение стать 119 Воздушного кодекса РФ, гласящее, что перевозчик выплачивает по 600 рублей за каждый килограмм багажа. Безусловно, в большинстве случаев этих денежных средств будет недостаточно для того, чтобы покрыть реальные убытки пассажира, однако повлиять на эту ситуацию никак нельзя. Единственное исключение – формирование багажа под видеозапись, обращение с подобным доказательством в суд.

Претензия

Как показывает практика, до претензии дело доходит лишь тогда, когда стороны не могут в устном порядке договориться о путях разрешения вопроса. Например, авиакомпания может вовсе отрицать факт утраты либо пассажир просит выплатить ему слишком большую денежную сумму. Претензия позволит лицам перевести спор из устной плоскости в официальную, документарную.

Гражданин от своего имени обращается к руководству компании-перевозчика, выражает свои требования на бумаге. У противоположной стороны будет один месяц на обработку такой официальной бумаги, принятие решения. Возможно, за этот временной промежуток утерянный чемодан найдётся, а сам вопрос будет исчерпан.

Если пассажира удовлетворит полученный от авиакомпании ответ, разбирательство на этом моменте остановится, однако на деле подобные споры зачастую перерастают в судебные. Граждане, не взирая на положения 119 статьи ВК РФ, желают получить реальную стоимость утраченных вещей, лишь им одним известную, вследствие чего спор переходит в судебную плоскость. Такие правоотношения относят к гражданским, а значит, дело будет рассматриваться судом общей юрисдикции (мировым судьей или районный судом).

Инструкция по составлению претензии

В силу того, что претензия является первым шагом на пути к судебному процессу, правила её формирования несколько схожи с правилами формирования искового заявления. Так, оба документа предполагают выдвижение требований какому-либо лицу с разъяснением характера правоотношений и обстоятельств случившегося.

В шапке претензии мы пропишем полное наименование компании-получателя, ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес. Затем здесь же обозначим ФИО пассажира, серию и номер его паспорта, номер сотового телефона для связи. Отметим, что организации не обязаны рассматривать и уж тем более удовлетворять анонимные претензии.

Ниже по документу отмечаем, что являлись пассажиром авиакомпании на конкретном авиарейсе. Здесь мы оставляем ссылку на имеющиеся на руках билеты (в том числе багажные), указываем на дату и время рейса, вес переданных в багаж предметов и иные моменты, которые могут иметь значение. Например, пассажир мог заметить, как его чемодан был отставлен от вещей других пассажиров, забыт в пункте отправления, или что-то ещё.

Следующим шагом обращаемся к руководству компании-получателя, требуем возместить нам стоимость утраченного багажа. Как мы уже упоминали ранее, всё будет зависеть от того, объявлена ли ценность переданных на перевозку предметов. Заверяем претензию автографом с расшифровкой, передаём на рассмотрение в офис организации. Теперь остаётся лишь ждать ответа. Если в течение тридцати дней его не последовало, приступаем к формированию искового заявления.

В большинстве случаев организация, получившая основанную на законных обстоятельствах претензию, идёт навстречу гражданам, так как боится штрафных санкций со стороны госорганов. Речь может пойти о привлечении к административной ответственности.

Примерный образец