Заявка – это обособленная категория документов, используемая во взаимоотношениях между контрагентами в рамках гражданско-правовых сделок. Официальная бумага сама по себе не представляет юридической силы и выступает лишь приложением к заключённому между сторонами договору. Отметим, что соглашение может быть подписано как до направления заявки, так и после.

Роль заявки

Заявка по своей юридической природе является ответом на публичную оферту контрагента. Например, поставщик на своём сайте предлагает к приобретению определённые материалы по установленным ценам. Если покупателя всё устраивает, он направляет заявку о покупке с обозначением конкретной даты. Далее контрагенты связываются, подписывают договор и товарно-материальные ценности отправляются заказчику.

То же самое касается и других видов договоров, не связанных с куплей-продажей ТМЦ. Речь может идти об оказании услуг или выполнении работ.

Сроки

Заявка в первую очередь предназначена для утверждения сроков поставки товаров или выполнения работ. Если контрагент в обусловленную дату по каким-то причинам не выполнил обязательства, имеет место разбирательство в рамках гражданского производства в судебном порядке. Заказчик (покупатель) за каждый день просрочки несёт убытки, которые вторая сторона обязана возместить, если не докажет, что задержка связана с непредвиденными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.

Форма документа

Закон на сегодняшний день не устанавливает конкретной формы для составления заявок. Следовательно, лица формируют документ самостоятельно в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.

Необходимо учесть, что свободная форма заявки также выдвигает к её содержанию вполне конкретные предписания, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, номер, место);
  • ссылка на заключённый договор;
  • расшифровка подписи ответственного лица.

Документ может быть написан от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки или в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать заказчик.

Структура заявки

Заявка как форма документа имеет вполне конкретную структуру, которую необходимо соблюдать. Она состоит из реквизитов, обозначения контрагентов, ссылки на договор и подписи ответственного лица. Разберём каждый элемент в разрезе.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке прописываем, от кого и кому подаётся заявка. Для этого в дательном падеже прописываем ФИО и должность руководителя организации-контрагента, а затем в родительном обозначаем те же данные о заказчике. Далее оставляется дата (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления официальной бумаги.

Следующим шагом идёт предмет заявки. Здесь необходимо прописать, что конкретно хочет приобрести/заказать представитель организации, обозначить сроки. Обычно этот блок выполняется в виде таблицы.

Заявку подписывает руководитель организации лично или иное лицо уполномоченное на заверение подобной документации. Речь может идти о главбухе или начальнике структурного подразделения.