Претензия по договору купли-продажи автомобиля – это документ, с которым может выступить любой из участников сделки в случае невыполнения условий соглашения контрагентом. Сегодня мы рассмотрим юридическую роль претензии в плоскости возникшего между сторонами конфликта, а также приведём инструкцию по её формированию.

Купля-продажа автомобиля

Купля-продажа автомобиля представляет собой сделку, по условиям которой одно лицо передаёт другому право собственности на транспортное средство за определённую плату. Важно отметить, что вне зависимости от того, где вы приобрели машину (в автосалоне или на вторичном рынке) правила Гражданского кодекса будут неизменны. Продавец в любом случае обязан проинформировать вас о всех недостатках машины и прочих моментах, которые имеют важность.

На сегодняшний день распространена практика продажи автомобилей, находящихся в залоге или аресте у судебных приставов. Если покупатель не проявил должной осторожности и самостоятельно не озадачился этим вопросом, не пробил ТС по базе ФССП и ГИБДД, это не означает, что он утрачивает право на предъявление претензии по такому основанию.

Претензия

Претензия по своему юридическому смыслу представляет собой официальную бумагу, считающуюся первым шагом на пути к судебному разбирательству о расторжении заключённого между сторонами договора. Гражданский процессуальный кодекс выделяет ряд правоотношений, в которых контрагенты обязаны предпринять попытку решить спор мирным путём (в претензионном порядке), однако купля-продажа транспортных средств сюда не относится. В теории можно обойтись без претензии, сразу же заявив исковое заявление в суд, однако мы бы не рекомендовали так поступать.

Будет лучше попытаться урегулировать конфликт без привлечения органа правосудия, так как сроки его разрешения способны значительно сократиться. Недобросовестный продавец может пойти покупателю навстречу, удовлетворить его требования в добровольном порядке. Таким образом стороны сумеют избежать длительной и затратной судебной тяжбы.

Улучшения ТС

После приобретения ТС по договору купли-продажи у покупателя будет срок в десять дней для постановки автомобиля на учёт. Как правило, именно при постановке и всплывает факт нахождения машины в аресте или залоге. За десять дней новый владелец может производить с автомобилем некоторые улучшения: текущий ремонт, косметический ремонт и так далее. Предполагается, что все улучшения объекта в дальнейшем должны быть оплачены из кармана недобросовестного продавца, однако, как это обычно происходит на деле, гражданин отказывается возмещать понесённые покупателем убытки. В таком случае судебного спора избежать вряд ли получится.

Форма документа

Форма претензии по договору купли-продажи автомобиля признаётся действующим законодательством свободный, а государственные органы не предлагают к использованию каких-либо общеобязательных унифицированных бланков. Таким образом гражданин вправе оформить документ при условии соблюдения правил работы с деловыми бумагами. Предполагается, что претензию нужно составлять по тем же требованиям, что и судебное исковое заявление, так как они чрезвычайно схожи в своей сути. Оба документа содержат в себе требования, предъявляемые от одного лица другому.

Написать текст претензии можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта повсеместно применяются на практике, а способ изложения содержания не сможет отразиться на юридической силе документа. Традиционным носителем информации выступит чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция по формированию претензии

Начинаем составлять претензию с заполнения её первого структурного элемента, шапки. В правом верхнем углу листа бумаги нам потребуется обозначить, кто выступает в качестве отправителя и получателя. Для юрлиц потребуется прописать полные наименования компаний со ссылками на организационно-правовые формы, ФИО и должности руководителей, а также юридические адреса. Если сторонами ДКП автомобиля выступают физические лица, то есть рядовые граждане, мы оставим их ФИО, серии и номера паспортов. У каждого из контрагентов должен остаться на руках свой экземпляр соглашения, содержащий всю необходимую информацию.

Ниже по документу разъясняем суть сложившейся ситуации. Ссылаемся на заключённый между лицами ДКП автомобиля с указанием марки и основных характеристик транспортного средства, определённых условий сделки (цена, порядок передачи и так далее). Затем мы отмечаем, что уже после приобретения были выявленные определённые недостатки, свидетельствующие о том, что продавец намеренно скрыл их с целью введения покупателя в заблуждение. Напоминаем, что недостатки могут быть не только в виде различных дефектов кузова, инженерных элементов транспортного средства, но также в форме ограничений (арест, залог).

Следующим шагом обращаемся к адресату, требуем расторгнуть договор купли-продажи, возвратить уплаченные за ТС по договору денежные средства, принять автомобиль обратно. Подписываем претензию, отправляем продавцу посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении. Если машина приобреталась в автосалоне у официального дилера, срок обработки подобного обращения составит 10 календарных дней в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». Что касаемо покупки машины с рук, то здесь общий срок составляет 30 календарных дней.

Как бы то ни было, если по факту истечения срока ответа не последовало или был получен отказ, можно приступать к оформлению искового заявления. Подобные гражданские споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

Примерный образец