Претензия на некачественный ремонт квартиры – это документ, с которым заказчик ремонта по договору вправе обратиться к своему контрагенту в случае обнаружения недостатков после приёмки работы. Сегодня мы рассмотрим практику по подобным спорам, изучим нормативную базу, а также расскажем, как правильно составить официальную бумагу, передать на рассмотрение.

Ремонт квартиры

Ремонтом жилых помещений в многоквартирных жилых домах занимаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В качестве отдельных субъектов подобных правоотношений можно выделить рядовых граждан, не зарегистрированных в качестве ИП или не имеющих статус самозанятого. По закону выполнять ремонтные услуги за деньги человек без соответствующей регистрационной процедуры не может, однако на практике такое встречается сплошь и рядом. Мы обратили внимание на эту проблему, потому что она сыграет огромную роль при предъявлении претензии.

Под ремонтом квартиры может пониматься практически любая работа, выполняемая на уже сданном в эксплуатацию объекте: отделка помещения, работа с сантехникой, вставка окон, натяжение потолков и так далее. Вне зависимости от того, какие конкретно улучшения проводились с вашей квартирой, вы имеете возможность отстоять свои нарушенные права в случае их нарушения.

Обращение с претензией

Обратиться с претензией по качеству выполненных работ можно в течение всего срока действия гарантийного ремонта, если таковой предусмотрен. В противном же случае будет срабатывать категория разумного срока. Таковым можно назвать, например, один или два месяца.

Когда работы подходят к завершению, представители обеих сторон проводят процедуру приёмки. Заказчик должен подробно осмотреть отремонтированное помещение, уделяя внимание всем недочётам. Дефекты записываются в специальный акт, который заверяется каждым из контрагентов. В принципе, если недостатки не препятствуют эксплуатации, допускается подписать приёмосдаточный акт, однако с определёнными оговорками в его содержании.

Предъявить претензию можно юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или даже обычному физическому лицу, с которым у вас не было заключено никакого договора. В последнем случае потребуется доказать, что работы осуществлял конкретный человек. В этих целях заявителю требований потребуется привлечь к процедуре свидетелей. Идеальным вариантом будет разыскать граждан, которым этот же исполнитель ранее делал ремонт. Суд в дальнейшем сможет признать такую деятельность предпринимательской, а сами работы – потребительскими.

Потребительские правоотношения

Закон «О защите прав потребителей» предъявляет довольно строгие критерии ко всем выполняемым для физических лиц работам. Предполагается, что качество должно быть надлежащим, а исполнитель – предоставлять гарантию. Потребитель, обнаруживший дефект, может выступить с претензией, а подрядчик обязан в течение десяти календарных дней её обработать, подготовить мотивированный ответ. Законодатель в данном случае встанет на место потребителя, отказ в выполнении гарантийного ремонта или устранении явных недостатков будет признан неправомерным.

Для самого подрядчика будет лучше удовлетворить требования мирным путем, ведь в противном случае дело перейдёт в судебную плоскость. Как только вопрос дойдёт до суда, поднимается вопрос о взыскании неустойки за низкое качество работы, а также судебного штрафа за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя. В конечном итоге недобросовестный подрядчик будет вынужден заплатить куда большую сумму, чем с него изначально требовал контрагент.

Рассказываем, как правильно составить претензию

Первый шаг – заполнение шапки претензии. В первом по смыслу структурном блоке официальной бумаги потребуется обозначить, кому и от кого она подаётся. Здесь всё во многом будет зависеть от того, кто выступает в качестве исполнителя работ. Для юрлица мы пропишем его полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, а также юридический адрес, а для ИП – ФИО гражданина, его ИНН, место постановки на учёт в налоговом органе. В этом же блоке оставляем свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона для связи.

Второй шаг – основной блок. В центре документа должна располагаться информация, содержащая в себе подробности сложившихся между контрагентами правоотношений. Ссылаемся на заключённый между сторонами договор (если он имел место), приёмопередаточный акт, чек об оплате или иные официальные бумаги, способные подтвердить сам факт выполнения определённых работ. Далее по тексту мы отмечаем, что именно стало причиной обращения с настоящей претензией:

  • пропуск установленного срока сдачи работ;
  • низкое качество работы;
  • выполнение работ в разрез с планом заказчика;
  • наступление гарантийного случая.

Третий шаг – выдвижение требований. Обращаемся к руководителю организации-подрядчика, требуем устранить выявленные в ходе осмотра помещения недостатки в кратчайшие сроки или соразмерно снизить стоимость ремонтных работ (на выбор заказчика). Заверяем документ автографом, отправляем на ознакомление контрагенту. Общий срок ответа на подобные претензии составляет 30 календарных дней, однако потребительский закон сокращает этот временной промежуток до 10 дней. Если в течение этого периода времени ответа не последовало или он не удовлетворил заказчика, можно приступать к формированию искового заявления.

Примерный образец