Приказы – это важнейший элемент внутреннего документооборота любого предприятия, посредством которого руководитель организации отдаёт своим подчинённым распоряжения или управляет компанией в целом. Все распоряжения должны регистрироваться и храниться в соответствии с законом.

Виды приказов

На практике приказы делятся на несколько групп по направлению их действия. Так можно выделить следующие виды:

  • приказы по личному составу;
  • приказы по хозяйственной части;
  • приказы по управлению деятельностью фирмы целиком.

Для того чтобы лучше понимать природу приказов, разберём каждый вид в разрезе.

Приказы по личному составу

Приказ по личному составу имеет своей целью каким-то образом воздействовать на сотрудника организации. Речь может идти о:

  • применении дисциплинарного взыскания;
  • переводе на другую работу;
  • увольнении с предприятия;
  • уходе в отпуск;
  • возложение ответственности.

По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ, работники должны быть под подпись ознакомлены со всеми приказами, которые издаются в их отношении. Таким образом автограф подчинённого на официальной бумаге обязателен. В противном случае приказ не будет иметь юридической силы.

Приказы по хозяйственной части

К приказам по хозяйственной части будут относиться документы, каким-то образом регулирующие внутреннюю деятельность фирмы. Как правило, речь идёт о проведении на предприятии каких-либо мероприятий:

  • инвентаризация;
  • служебное расследование;
  • иные процедуры, требующие коллегиальности.

Для реализации большинства распоряжений из этой группы формируется специальная комиссия, в состав которой входят сотрудники организации-работодателя. Только так приказ будет признан полностью законным.

Управленческие приказы

Управленческие приказы – это самая важная группа из всех представленных выше. К ней будут относиться официальные бумаги, которые влияют на всю компанию в целом. Сюда относят:

  • ликвидацию компании;
  • организацию структурного подразделения;
  • реорганизацию фирмы.

Для принятия всех подобных решений требуется автограф директора и, если речь идёт об обществе как об организационно-правовой форме, решение собрания учредителей или одного учредителя (если он представлен в единственном числе).

Структура приказа

Каждый приказ имеет общую структуру и состоит из следующих элементов: реквизиты, описательно-мотивировочная часть, распорядительная часть и подписи. Разберём каждую из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке документа должно быть прописано полное наименование организации-работодателя, а также в отдельных случаях ИНН, ОГРН и прочие сведения (ликвидация, открытие структурного подразделения). Далее официальной бумаге присваивается уникальный номер для хранения и документооборота, оставляется дата (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его её составления.

Следующий структурный элемент – мотивировка. Любой приказ руководителя предприятия должен быть чем-то мотивирован. Мотивировка в свою очередь также делится на две группы: основание и обоснование. Под первым понимают нормативно-правовую основу, а под вторым – реальные причины принятия решения.

Распорядительная часть – самый важный элемент приказа. Здесь директор по пунктам отдаёт своим подчинённым определённые распоряжения, которые они должны выполнить в обусловленные сроки.

Подписи. По общему правилу в приказе должны расписаться все упомянутые в его тексте лица, а также руководитель лично. Сюда входят и исполнители распоряжения и те лица, в отношении которых документ и был издан.