Одобрена
на совещании членов
Морской коллегии
при Правительстве
Российской Федерации
28 сентября 2012 года

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ
ДО 2030 ГОДА

Паспорт Стратегии развития морской портовой инфраструктуры
России до 2030 года

Наименование Стратегии
Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года
Основание для разработки
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 167 "О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации"
Разработчики Стратегии
Головной разработчик - ФГУП "Росморпорт"
Соразработчики:
ФБУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
ООО "Инфра Проекты"
ООО "Морские транспортные проекты"
Maritime and Transport Business Solutions, Netherlands
ОАО "Союзморниипроект"
ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт морского флота"
Цель реализации Стратегии
Удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.
Задачи реализации Стратегии
1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;
3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;
4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.
Целевые показатели Стратегии
Задача 1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры
1. Объем перевалки грузов в морских портах, млн. тонн;
2. Объем портовых мощностей, млн. тонн;
3. Коэффициент использования перегрузочных комплексов (в долях от единицы или в %);
Задача 2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта
4. Уровень охвата морских портов и подходов к ним
4.1. береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, %;
4.2. средствами АСГ и ЛРН-готовности, %;
4.3. средствами по сбору и утилизации отходов, %;
Задача 3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов
5. Суммарная валовая вместимость судов, заходящих в морские порты, GT;
6. Соотношение портовых сборов на 1 тонну грузооборота морских портов, руб./тонн;
7. Доля российских внешнеторговых грузов, перерабатываемых в портах сопредельных государств (Украина, страны Балтии), в общем объеме грузов, перерабатываемых в портах России и сопредельных государств, %;
8. Соотношение бюджетных и внебюджетных источников в инвестициях в причалы и инфраструктуру, руб.;
Задача 4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства
9. Бюджетная эффективность государственных инвестиций в портовую инфраструктуру (внутренняя норма доходности бюджетных вложений), %
Сроки и этапы реализации Стратегии
2013 - 2030 годы
Реализация Стратегии предполагается в три этапа:
- Краткосрочный период (до 2015 г.) - определение перечня конкретных проектов, реализуемых в морских портах;
- Среднесрочный период (до 2020 г.) - достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов;
- Долгосрочный период (до 2030 г.) - определение стратегических направлений дальнейшего развития морской портовой инфраструктуры с учетом приоритетов развития России.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
1. Достижение миллиардного рубежа по объему перевалки грузов в российских портах и выведение России в число передовых стран в сфере портовой инфраструктуры;
2. Создание к 2030 году портовых мощностей в объеме не менее 1,4 млрд. тонн и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
3. Повышение коэффициента использования перегрузочных комплексов;
4. Повышение роли морских портов в обеспечении транзитного потенциала России, обслуживании международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Восток-Запад";
5. Переключение части объема внешнеторговых потоков Российской Федерации в порты России из Украины и стран Балтии и сокращение доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов до 5 и менее %;
6. Обеспечение синхронности развития морских портов с железнодорожными и автомобильными подходами к ним;
7. Повышение уровня комплексной безопасности мореплавания на акваториях морских портов и подходах к ним путем достижения 100%-ного уровня охвата береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, средствами АСГ и ЛРН-готовности и средствами по сбору и утилизации отходов;
8. Обеспечение привлекательности морских портов путем недопущения дискриминации по отношению к портам сопредельных государств в части условий на железнодорожные перевозки, а также сохранения размера портовых сборов, приходящихся на тонну перевалки грузов, на уровне, сопоставимом с портами сопредельных государств;
9. Выведение услуг участников портовой деятельности на качественно новый уровень с точки зрения как обеспечения российских внешнеторговых потоков, так и конкуренции отрасли на международном уровне, повышение процента использования специализированных комплексов, "облагораживание" отечественного экспорта, увеличение доли продуктов переработки в общем грузообороте;
10. Повышение инновационности деятельности морских портов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и укрепления отраслевого кадрового потенциала;
11. Повышение роли отраслевого образования и науки, организация непрерывного процесса профессионального обучения от начального до высшего образования, включая систему дополнительного образования;
12. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства, отраслевого законодательства, применение новых организационных механизмов (ПОЭЗ, концессии, управляющие компании, технологические платформы и территориальные кластеры).

Введение

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 167 "О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации".

Документ разработан в тесном взаимодействии с отраслевой общественностью, прошел публичное обсуждение и был одобрен на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 28 сентября 2012 г. N 2(18)).

Стратегия представляет собой элемент единой иерархической системы стратегического планирования транспортной отрасли и экономики страны в целом. Стратегия является инструментом государственного управления в сфере портового хозяйства. Впервые разработан документ, определяющий основы долгосрочного развития морских портов.

Основной целью разработки документа является удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.

Основные положения Стратегии определяют цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития морских портов. Стратегия содержит приоритетные направления и конкретные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех участников портовой деятельности.

При разработке Стратегии ставились следующие задачи:

оценка существующего уровня развития морских портов, основных проблем их функционирования, особенно на стыках работы смежных видов транспорта;

оценка морских портов в системе взаимосвязей со смежными видами транспорта, отраслями народного хозяйства и регионами;

прогноз различных сценарных условий и вариантов развития морских портов и определение влияния результатов их развития на транспортную систему;

формирование единообразных подходов к планированию развития морских портов;

выработка системы долгосрочных стратегических приоритетов развития морских портов;

определение целевых параметров развития морских портов;

определение перспективных направлений развития морской портовой инфраструктуры и точек роста конкурентоспособности морских портов Российской Федерации.

В основу разработки Стратегии положены следующие принципы:

разработка целевых установок Стратегии исходя из положений Указа Президента Российской Федерации "О долгосрочной государственной экономической политике", приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (сценарные условия, проект), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

нацеленность Стратегии на решение задач эффективного развития портовой инфраструктуры и повышения безопасности мореплавания, обеспечения скоординированного развития морских портов и смежных видов транспорта при осуществлении перевозок и оказания услуг в морских портах, стимулирования инвестиционной активности, внедрения новых технологий для роста производительности работы морских портов, повышения эффективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду, укрепления отраслевого научного и кадрового потенциала;

реализация мероприятий Стратегии за счет согласования интересов, координации действий и объединения усилий и ресурсов государства и бизнеса, концентрации их на приоритетных инвестиционных проектах;

постоянный мониторинг реализации Стратегии, при необходимости внесение изменений и актуализация документа.

В Стратегии приводится анализ существующих и перспективных грузопотоков, прогноз возможных изменений грузовой базы, на основе которых делаются выводы о необходимости строительства новых морских портов, строительства и реконструкции действующих перегрузочных комплексов, интеграции морских портов с другими видами транспорта и др.

Планирование развития морской портовой инфраструктуры разделено на три этапа с разной степенью детализации:

краткосрочный период (до 2015 г.) - определение перечня конкретных проектов, реализуемых в морских портах;

среднесрочный период (до 2020 г.) - достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов;

долгосрочный период (до 2030 г.) - определение стратегических направлений дальнейшего развития морской портовой инфраструктуры с учетом приоритетов развития России.

Структура документа позволяет пошагово проанализировать основные тренды, влияющие на функционирование российской портовой отрасли. Начав с рассмотрения глобальной макроэкономической ситуации и трендов в мировой торговле, методология позволяет постепенно спуститься вниз - до выбора конкретных инвестиционных проектов в конкретных портах.

Анализ развития морских портов приводится по пяти бассейнам: Балтийскому, Азово-Черноморскому, Каспийскому, Арктическому и Дальневосточному, а также по отдельным портам.

Основные используемые в настоящей Стратегии термины и определения приведены в Приложении 1.