3.4. Прогноз грузовой базы российских портов

3.4. Прогноз грузовой базы российских портов

Под грузовой базой в данном документе понимается комплексная характеристика грузопотоков в направлении морских портов с распределением по установленной номенклатуре грузов и видам перевозок (экспорт, импорт, международный транзит, каботаж) с указанием районов их зарождения, назначения и портов перевалки.

Обычно внешняя торговля и, соответственно, морские перевозки внешнеторговых грузов развиваются более или менее синхронно с развитием экономики страны. Однако нередко наблюдается и обратная зависимость. Так, в 90-е годы прошлого столетия Россия жила в условиях глубокого кризиса, резкого спада промышленного производства. В то же время грузооборот морских портов ежегодно возрастал достаточно высокими темпами. За период с 1993 г. по 2000 г. суммарный объем перевалки грузов в российских портах увеличился в 1,6 раза (с 113,0 млн. тонн до 182,2 млн. тонн). Россия экспортировала продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевых отраслей с тем, чтобы на вырученные средства закупать необходимые товары и продовольствие.

Еще один весьма характерный пример. В связи со спадом производства на российском внутреннем рынке резко сократился спрос на металлы. И тогда все излишки металлов были отправлены на экспорт, тем более что на внешнем рынке спрос на металлы был достаточно высок. За период с 1992 г. по 1994 г. объемы перевалки экспортных металлов в российских портах выросли в 4 раза (с 3,8 млн. тонн до 15,5 млн. тонн).

Поэтому при разработке прогноза использовались не только макроэкономические показатели, но и анализировались конкретные ситуации на мировом и внутреннем рынках по каждому виду груза установленной номенклатуры.

Несмотря на потенциал портов Российской Федерации в первую очередь в обеспечении экспортно-импортных потоков, российские порты зачастую проигрывают конкуренцию за собственный трафик портам стран-соседей. Так, в частности, доля портов стран Балтии и Украины в последние годы постепенно сокращается, но, тем не менее, в последние годы находится на относительно высоком уровне 15 - 20% суммарного морского товаропотока, ориентированного на Россию. При этом по некоторым грузам, таким как минеральные удобрения и руда, трафик, ориентированный на Россию, распределен примерно поровну между портами России и портами стран Балтии и Украины. Следует отметить, что российские порты обладают значительно лучшим расположением относительно российских центров производства и потребления грузов, что при существенно меньших издержках транспортировки грузов морем, по сравнению с сухопутными участками, должно ориентировать российские экспортно-импортные потоки на отечественные порты.

Наряду с географическим положением относительно потребителей и производителей одними из важнейших факторов выбора порта разгрузки являются скорость и качество обработки грузов. Другим важным показателем привлекательности российских портов является стоимость судозахода. Без выхода российских портов по этим показателям на уровень лучшей международной практики сложно говорить о кардинальном изменении состояния в отрасли.

В целом результаты прогноза грузовой базы морских портов характеризуются следующими показателями.

Суммарный объем перевалки грузов в морских портах России за период с 2013 г. по 2030 г. возрастет по различным сценариям в 1,8 - 2,1 раза и оценивается в объемах 1013,4 млн. тонн - 1196,1 млн. тонн. Как отмечалось ранее (см. раздел 2.4 Сценарии развития морских портов), консервативный (энергосырьевой) сценарий основан на динамике грузопотоков, которую в основном дадут отечественные грузообразующие отрасли экономики. Большие темпы роста при инновационном сценарии связаны с потенциалом роста объемов мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и освоением Арктических месторождений.

Таблица 5

ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ
НА ПЕРИОД ДО 2015 - 2020 - 2030 ГОДА

млн. тонн

Вид груза
2013 факт
2015
2020
2030
En
Inn
En
Inn
En
Inn
ВСЕГО ГРУЗОВ,
589,2
637,7
683,6
832,8
915,1
1013,4
1196,1
в том числе:
наливные
333,4
364,0
377,0
427,0
435,0
464,0
477,0
сухогрузы
255,8
273,7
306,6
405,8
480,1
549,4
719,1

Доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов сократится с 15% в настоящее время до 4% к 2030 году.

Таблица 6

ОБЪЕМЫ ПЕРЕВАЛКИ РОССИЙСКИХ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ
ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ И ПОРТЫ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
ПО КОНСЕРВАТИВНОМУ (ЭНЕРГОСЫРЬЕВОМУ) ВАРИАНТУ

млн. тонн

Грузопотоки
2013 г.
2015 г.
2020 г.
2030 г.
факт
прогноз
прогноз
прогноз
ВСЕГО ГРУЗОВ, в том числе:
674
698,8
877,8
1053,6
1. Каботажные
35,9
38,0
44,7
59,9
2. Внешнеторговые
638,1
660,8
833,1
993,7
Из них:
2.1. через порты России
553,3
599,7
788,1
953,5
2.2. через порты сопредельных государств
84,8
73,2
45,3
40,2
Доля портов сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов
13%
9%
5%
4%
Всего через порты России (1 + 2.1)
589,2
637,7
832,8
1013,4

В исследуемом периоде основу грузооборота по-прежнему будет составлять продукция топливно-энергетического комплекса (сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, уголь) и сырьевых отраслей (руда, химические и лесные грузы), а также металлы не в деле. В то же время произойдут некоторые структурные изменения.

Таблица 7

ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ МОРСКИЕ ПОРТЫ
В РАЗРЕЗЕ ОСНОВНЫХ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ПОЗИЦИЙ НА 2015 - 2020 -
2030 ГОДЫ

млн. тонн

Вид груза
2013
2015 прогноз
2020 прогноз
2030 прогноз
факт
En
Inn
En
Inn
En
Inn
Всего грузов
589,2
637,7
683,6
832,8
915,1
1013,4
1196,1
в том числе
1. Наливные
333,4
364,0
377,0
427,0
435,0
464,0
477,0
1.1. нефть сырая
207,5
226,0
235,0
255,0
258,0
260,0
265,0
1.2. нефтепродукты
111,7
116,0
120,0
120,0
125,0
122,0
130,0
1.3. прочие наливные
14,2
22,0
22,0
52,0
52,0
82,0
82,0
2. Сухогрузы
255,8
273,7
306,6
405,8
480,1
549,4
719,1
2.1. Навалочные
132,2
122,8
146,0
166,3
198,5
234,1
296,9
2.1.1. уголь и кокс
101,1
90,2
110,0
100,7
115,4
136,0
166,0
2.1.2. руды и концентраты
7,4
10,9
11,5
24,5
29,8
32,2
39,2
2.1.3. химические (минеральные удобрения)
12,9
12,8
14,5
29,0
35,1
51,4
60,7
2.1.4. сахар
1,0
2,4
3,0
2,7
4,1
3,7
6,5
2.1.5. прочие навалочные
9,8
6,5
7,0
9,4
14,1
10,8
24,5
2.2. Зерно
18,3
24,6
28,1
34,2
39,9
37,6
46,0
2.3. Лесные
4,4
8,1
9,5
12,3
17,8
21,0
27,5
2.4. Генеральные
100,9
118,2
123,0
193,0
223,9
256,7
348,7
2.4.1. металлы не в деле
32,6
33,6
34,0
51,2
55,0
67,8
85,1
2.4.2. машины и оборудование
5,2
4,5
5,0
6,9
8,2
7,0
12,4
2.4.3. скоропортящиеся
3,7
5,5
6,0
8,2
10,9
8,2
15,1
2.4.4. контейнеры
44,4
48,3
50,5
90,5
106,8
135,5
183,0
2.4.5. паромы
6,5
12,4
13,0
18,0
23,9
19,2
29,7
2.4.6. прочие
8,5
13,9
14,5
18,2
19,1
19,0
23,4

Если в 2013 г. доля наливных грузов, переваливаемых в российских морских портах, составляла 56,6% от суммарного грузооборота, то в 2030 г. она снизится до 45,8% (энергосырьевой сценарий) - 39,9% (инновационный сценарий).

Намечается "облагораживание" морских внешнеторговых перевозок. Если в 2013 г. доля генеральных грузов составляла 17,1% от суммарного грузооборота отечественных портов, то в 2030 г. эта доля достигнет 24,1% (энергосырьевой сценарий) - 25,5% (инновационный вариант), т.е. возрастет на 5,5 - 6,9 пунктов.

При разработке прогноза грузопотоков сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, отправляемых на экспорт из российских морских портов, учитывались основные положения следующих документов:

- Энергетической стратегии России на период до 2030 года (2009 г.);

- Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года (доклад 28 октября 2010 г.);

- Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (март 2013 г.).

Согласно указанным документам, добыча нефти в стране после 2015 года стабилизируется на отметке 510 - 515 млн. тонн в год, т.е. практически сохранятся объемы 2011 - 2012 гг.

Прогнозируемые объемы экспорта российских углеводородных ресурсов, приведенные в этих документах, несколько различны, что объясняется разницей во времени выпуска документов. Однако во всех трех документах четко прослеживается одна и та же тенденция - стабилизация и даже некоторое сокращение экспорта сырой нефти и нефтепродуктов.

Так, в соответствии с последним документом (Сценарными условиями) экспорт сырой нефти в первые годы прогнозируемого периода растет невысокими темпами и, достигнув к 2020 г. величины 252 млн. тонн, в дальнейшем снижается и после 2025 г. стабилизируется. Экспорт нефтепродуктов достигает пика уже в период 2012 - 2015 гг., после чего стабилизируется или незначительно снизится до 247 млн. тонн к 2030 году за счет незначительного снижения европейского спроса на русскую нефть. Доля экспортируемой нефти составит в 2030 году около 48%.

Экспорт сжиженного природного газа (СПГ) по обоим сценариям сохраняется на уровне (14 млрд. куб. м) до 2015 г., после чего быстро растет и к 2019 г. достигает 42 млрд. куб. м. Далее, по инновационному сценарию он остается на этом уровне, а по энергосырьевому сценарию продолжает расти, достигает к 2023 г. 54 млрд. куб. м и сохраняется на этой отметке до 2030 г.

Причинами столь осторожного (можно даже сказать, пессимистического) прогноза в отношении нефти и нефтепродуктов являются следующие факторы:

- истощение начальных запасов нефти. Степень выработки запасов крупных, активно осваиваемых нефтяных месторождений приближается к 60%. Вновь подготавливаемые запасы в основном сосредоточены в средних и мелких месторождениях и являются, как правило, трудно извлекаемыми;

- снижение потребности в энергоресурсах на внешнем рынке, обусловленное спадом производства в период мирового экономического кризиса;

- использование альтернативных, возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, приливо-отливной и др.), постепенно увеличивающих свою долю в энергетическом балансе;

- модернизация российской экономики, предусматривающая приоритетное развитие не сырьевых, а наукоемких отраслей, производящих средства производства и товары широкого потребления.

Вместе с тем более глубокое и детальное рассмотрение указанных факторов позволяет сделать выводы, отличные от тех, что представлены в указанных выше документах. Как отмечают отдельные эксперты, очередная волна мирового кризиса закончится к 2018 г. После кризиса обычно наступает всплеск деловой активности и быстрый рост производства, что, в свою очередь, приводит к росту потребности в энергоресурсах.

Использование альтернативных источников энергии, безусловно, прогрессивное явление, но вытеснить традиционные источники удастся не скоро. Во всяком случае, до 2030 г. основными энергоресурсами останутся нефть, газ и уголь.

Модернизация и дальнейшее развитие российской экономики не только не приведет к снижению потребности в энергоресурсах, а, напротив, существенно увеличит эту потребность потому, что, во-первых, растущая экономика требует дополнительного энергоснабжения, во-вторых, модернизация требует больших финансовых средств, получить которые страна пока еще может только за счет продажи нефти и других ресурсов.

Следует отметить, что указанные выше сценарные условия являются предварительными и могут быть изменены в сторону увеличения или уменьшения объемов экспорта. Тем не менее в настоящей работе в качестве ограничений, в основном, приняты величины, указанные в приведенных выше документах. Однако при более разностороннем анализе усматривается, что на практике эти величины будут превышены, причем размер превышения будет возрастать по мере увеличения горизонта прогнозирования.

Особое внимание необходимо уделять планам строительства комплексов для перевалки угля. Долгосрочной программой развития угольной промышленности на период до 2030 года, утвержденной 24 января 2012 г., предусмотрен рост добычи и экспорта угля до 140 млн. тонн в 2015 году, 150 млн. тонн в 2020 году, 170 млн. тонн в 2030 году.

По статистике морским транспортом перевозится 90 - 95% экспортного угля. Следовательно, в 2030 г. морские порты должны перегрузить порядка 155 млн. тонн угля на экспорт. Объем каботажа оценивается в объеме порядка 2,5 млн. тонн.

Произойдет пусть незначительное, но все же некоторое выравнивание перевалок экспортных и импортных грузов. В 2013 г. в объемах переваленных грузов экспорт превышал импорт в 9,5 раза; в 2030 г. это превышение сократится до 6,9 раз (при энергосырьевом сценарии) - 6,6 раз (при инновационном сценарии).

Рост перевалки грузов в период до 2030 года будет наблюдаться по всем бассейнам. В прогнозируемом периоде наиболее высокими темпами будут расти перевалки сжиженного газа, а также генеральных и навалочных грузов (угля, руд, грузов в контейнерах). Предусматривается укрепление лидерства России как экспортера зерна на мировом рынке. Поэтому перевалка зерна в российских морских портах возрастет почти вдвое.

По отдельным бассейнам ситуацию можно охарактеризовать следующим образом.

На Балтийском бассейне к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку грузов до уровня 332,4 млн. тонн в энергосырьевом сценарии (382,2 - в инновационном).

В 2030 году Балтийский бассейн станет основными морскими воротами экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений, а также крупнейшим российским морским бассейном по обороту рефрижераторных грузов и грузов в контейнерах. Бассейн сохранит свое лидерство по перевалке грузов среди всех направлений. Основным вызовом, стоящим перед морскими портами Балтики, станет перевод грузов, ориентированных на Россию, из прибалтийских и скандинавских портов.

На Азово-Черноморском направлении к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку грузов до уровня 289,1 млн. тонн в энерго-сырьевом сценарии (348,3 млн. тонн - в инновационном).

В целом, в 2030 году Азово-Черноморский бассейн наряду с Балтикой останется крупнейшим морским бассейном России по объемам грузоперевалки. 36,6% нефти, 31% нефтепродуктов, 95% сахара и зерна и 55% Ро-Ро грузов страны планируется переваливать в портах Азово-Черноморского бассейна. Согласно прогнозу по обороту контейнеров Азово-Черноморский бассейн будет уступать Балтийскому и Дальневосточному бассейнам, по экспорту углеводородов будет сопоставим с Балтийским.

Одной из основных задач, стоящих перед морскими портами Азово-Черноморского бассейна, станет перевод грузов, ориентированных на Россию, из украинских портов.

На Каспийском бассейне к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку грузов до уровня 23,9 млн. тонн в энергосырьевом сценарии (42,7 млн. тонн - в инновационном). Доля портов Каспийского бассейна в общем объеме перевалки грузов увеличиться с нынешних 1,3% до 2,4 - 3,6% к 2030 году.

В связи с решением Правительства России об ускоренном социально-экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока грузопотоки несколько сместятся в восточном направлении. Этому будет способствовать также укрепление внешнеэкономических связей России с быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2013 г. доля морских портов Дальневосточного бассейна составляла 24,6% от суммарного объема перевалки российских грузов, к 2030 г. она составит 23,2% (энергосырьевой сценарий) - 22,6% (инновационный сценарий).

В целом, в 2030 году грузовая база портов Дальневосточного бассейна будет обеспечена минерально-сырьевыми и лесными ресурсами Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также функционированием транспортного коридора Восток-Запад (контейнеры). Однако существует вероятность ограничения дальнейшего развития мощностей портов Дальневосточного бассейна пропускной способностью железной дороги.

На Дальневосточном направлении к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку грузов до уровня 234,7 млн. тонн в энергосырьевом сценарии (270,5 млн. тонн - в инновационном).

В портах Арктического бассейна к 2030 г. прогнозируется рост спроса на перевалку наливных грузов до 133,3 млн. тонн в энергосырьевом сценарии (152,4 млн. тонн - в инновационном), преимущественно за счет СУГ. Порты Арктического бассейна будут ориентированы на перевалку углеводородов, добываемых на арктическом шельфе, а также лесных и минерально-сырьевых ресурсов российского севера. Доля арктических портов в перевалке грузов существенно возрастет, с нынешних 7,8% до 13,2% (энергосырьевой сценарий) - 12,8% (инновационный сценарий) к 2030 году.

Таблица 8

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РОССИИ ПО МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД ДО 2030 Г.

Бассейны
2013 г. отчет
2030 г. прогноз
En
Inn
млн. т
%
млн. т
%
млн. т
%
Всего
589,2
100
1013,4
100
1196,1
100
в том числе:
Арктический
46,2
6,8
133,3
13,1
152,4
12,8
Балтийский
215,9
36,5
332,4
32,8
382,2
31,9
Азово-Черноморский
174,4
31,2
289,1
28,5
348,3
29,1
Каспийский
7,9
1,8
23,9
2,4
42,7
3,6
Дальневосточный
144,8
23,7
234,7
23,2
270,5
22,6

Таблица 9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РОССИИ ПО ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК И МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД
ДО 2030 Г. (ЭНЕРГОСЫРЬЕВОЙ СЦЕНАРИЙ)

Бассейны
2013 г. отчет
2015 г. прогноз
2020 г. прогноз
2030 г. прогноз
млн. т
%
млн. т
%
млн. т
%
млн. т
%
Всего
589,2
100
637,7
100
832,8
100
1013,4
100
в том числе
Арктический
46,2
6,8
50,1
7,9
95,4
11,5
133,3
13,2
Балтийский
215,9
36,5
223,8
35,1
271,3
32,6
332,4
32,8
Азово-Черноморский
174,4
31,1
195,1
30,6
257,8
31,0
289,1
28,5
Каспийский
7,9
1,9
14,3
2,2
22,5
2,7
23,9
2,4
Дальневосточный
144,8
23,7
154,4
24,2
185,8
22,3
234,7
23,2
Экспорт
506,4
86,0/100
533,8
83,7/100
695,7
83,5/100
831,2
82,0/100
в том числе
Арктический
33,3
6,6
31,3
5,9
70,9
10,2
98,9
11,9
Балтийский
187,3
40,2
187,9
35,2
221,9
31,9
265,1
31,9
Азово-Черноморский
160,6
28,1
177,8
33,3
233,1
33,5
258,5
31,1
Каспийский
6,6
0,8
8,6
1,6
14,1
2,0
14,5
1,7
Дальневосточный
118,6
24,3
128,2
24,0
155,7
22,4
194,2
23,4
Импорт
46,9
8,4/100
66
10,5/100
92,4
11,1/100
122,2
12,1/100
в том числе
Арктический
0,6
1,5
2,5
3,8
3,6
3,9
4
3,3
Балтийский
25,5
50,7
32,7
49,5
45,6
49,4
62,4
51,1
Азово-Черноморский
11,6
29,9
15,5
23,5
22,6
24,5
27,8
22,7
Каспийский
0,8
1,3
5,2
7,9
7,8
8,4
8,6
7,0
Дальневосточный
8,4
16,6
10,1
15,3
12,8
13,9
19,4
15,9
Каботаж
35,9
5,6/100
37,9
5,8/ 100
44,7
5,4/100
60
5,9/100
в том числе
Арктический
12,3
26,7
16,3
43,0
20,9
46,8
30,4
50,7
Балтийский
3,1
7,9
3,2
8,4
3,8
8,5
4,9
8,2
Азово-Черноморский
2,2
7,5
1,8
4,7
2,1
4,7
2,8
4,7
Каспийский
0,5
3,5
0,5
1,3
0,6
1,3
0,8
1,3
Дальневосточный
17,8
54,4
16,1
42,5
17,3
38,7
21,1
35,2

Таблица 10

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РОССИИ ПО ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК И МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД
ДО 2030 Г. (ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ)

Бассейны
2013 г. отчет
2015 г. прогноз
2020 г. прогноз
2030 г. прогноз
млн. т
%
млн. т
%
млн. т
%
млн. т
%
Всего
589,2
100
683,6
100
915,1
100
1196,1
100
в том числе
Арктический
46,2
6,8
88,7
13,0
115,4
12,6
152,4
12,7
Балтийский
215,9
36,5
221,9
32,5
284,6
31,1
382,2
32,0
Азово-Черноморский
174,4
31,1
198,8
29,1
274,8
30,0
348,3
29,1
Каспийский
7,9
1,9
15,3
2,2
33,8
3,7
42,7
3,6
Дальневосточный
144,8
23,7
158,9
23,2
206,5
22,6
270,5
22,6
Экспорт
506,4
86,0/100
555,1
81,2/100
770,9
84,2/100
983,4
82,2/100
в том числе
Арктический
33,3
6,6
63,3
11,4
90,7
11,8
125,6
12,8
Балтийский
187,3
40,2
182,8
32,9
238,6
31,0
316,2
32,2
Азово-Черноморский
160,6
28,1
175,2
31,6
246,4
32,0
291,4
29,6
Каспийский
6,6
0,8
7,6
1,4
24,2
3,1
26,8
2,7
Дальневосточный
118,6
24,3
126,2
22,7
171
22,2
223,4
22,7
Импорт
46,9
8,4/100
78,9
11,6/100
95,5
10,5/100
158,5
13,3/100
в том числе
Арктический
0,6
1,5
2
2,5
2,2
2,3
2,7
1,7
Балтийский
25,5
50,7
36,6
46,4
43,6
45,7
63,4
40,0
Азово-Черноморский
11,6
29,9
21,7
27,5
26,5
27,7
54,6
34,4
Каспийский
0,8
1,3
7,2
9,1
9,1
9,5
15,3
9,7
Дальневосточный
8,4
16,6
11,4
14,4
14,1
14,8
22,5
14,2
Каботаж
35,9
5,6/100
49,5
7,2/100
48,7
5,3/100
54,2
4,5/100
в том числе
Арктический
12,3
26,7
23,3
47,1
22,5
46,2
24,1
44,5
Балтийский
3,1
7,9
2,5
5,1
2,4
4,9
2,6
4,8
Азово-Черноморский
2,2
7,5
1,9
3,8
1,9
3,9
2,3
4,2
Каспийский
0,5
3,5
0,5
1,0
0,5
1,0
0,6
1,1
Дальневосточный
17,8
54,4
21,3
43,0
21,4
43,9
24,6
45,4

В Приложении 4 представлен прогноз по отдельным видам грузов установленной номенклатуры в разрезе двух сценариев развития на период до 2030 г.