6.3. Законодательное обеспечение реализации Стратегии

6.3. Законодательное обеспечение реализации Стратегии

Реализация стратегии развития морской портовой инфраструктуры требует адекватных мер государственного регулирования и поддержки.

Помимо основных законодательных решений, разработка и имплементация которых будет необходима для реализации стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры, следующие самостоятельные законодательные мероприятия заслуживают особого внимания:

1. Совершенствование отдельных положений Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации...".

2. Совершенствование отдельных положений Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части развития механизмов создания портовых особых экономических зон.

3. Совершенствование отдельных положений Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" и Налогового Кодекса РФ в части разработки механизма возмещения операторам морских терминалов затрат по строительству и организации пунктов пропуска в морских портах.

4. Приведение Таможенного кодекса Союзного Государства, нормативных актов ФТС России и Пограничной службы ФСБ России в соответствие с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г.

5. Продолжение поступательного движения в части требований к обеспечению безопасности и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

6. Совершенствование и гармонизация федерального законодательства в области обеспечения безопасности при осуществлении различных видов деятельности, а не только на транспорте.

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в морских портах в части установления и целевого использования портовых сборов.

8. Гармонизация национального законодательства в сфере естественных монополий с лучшими иностранными практиками вывода из-под государственного регулирования части услуг, оказываемых в транспортных терминалах, портах и аэропортах, и не влияющих непосредственно на скорость товарных и информационных потоков.

9. Законодательное усиление обеспечения действенности и эффективности механизмов государственного частного партнерства в сфере инвестиций в морскую портовую инфраструктуру, включая совершенствование Закона о концессиях и ведомственных подзаконных актов.

10. Совершенствование и приведение отечественного законодательства к стандартам лучшей международной практики в части разделения ответственности между государством и бизнесом в сфере обеспечения безопасности на эксплуатируемых объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

11. Взаимоувязка функций и полномочий Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и Федеральной таможенной службы Российской Федерации с целями быстрого, безопасного и эффективного пропуска экспортно-импортных, и особенно транзитных грузопотоков.

12. Законодательное закрепление соблюдения повышенных экологических стандартов в Арктике, законодательное и налоговое стимулирование внедрения энергоэффективных и природоохранных технологий в портовую деятельность.

13. Внесение изменений в РД 31.3.05-97 "Нормы технологического проектирования морских портов" в части приведения документа к современным технологическим стандартам и включение современных норм обеспечения портов техническим и служебно-вспомогательным флотом с учетом особенностей деятельности портов.

14. Разработка и принятие на федеральном уровне Технического регламента (свод правил, национальных стандартов) проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений.

15. Законодательное налоговое стимулирование на уровне бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры (в виде предоставления льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль).

16. Реализация мер государственной поддержки в части упрощения перевода земель из категорий земель водного фонда в земли транспорта, а также упрощения процедур оформления прав собственности инвесторов на объекты портовой инфраструктуры, создаваемые за счет средств частных инвесторов.

17. Совершенствование земельного законодательства и законодательства в сфере инвестиций с целью упрощения и унификации процедур по созданию искусственных земельных участков на водных объектах, процедуры перевода земель из одной категории в другую в целях возможности и упрощения строительства объектов транспорта на землях водного фонда.

18. Вопросы землеотведения и резервирования прилежащих к портам земельных участков для целей перспективного развития инфраструктуры.

19. Внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающих закрепление функций по лоцманскому обеспечению торгового мореплавания в Российской Федерации за государством через создание единой государственной лоцманской организации.

20. Совершенствование законодательства и методов планирования, регулирующих взаимодействие смежных видов транспорта, в частности морских портов и железных дорог (внедрение новых методов управления транспортных процессов, сопряжение развития портовых мощностей и сухопутных подходов к ним, разработка межотраслевых балансов, генеральных схем развития транспорта как на федеральном, так и на региональном уровне, создание единых информационно-логистических центров, единой автоматизированной системы обмена данными между участниками перевозочного процесса и др.).

Отметим, что в процессе реализации стратегии необходимо уточнение и переработка списка необходимых законодательных мероприятий, которое будет отражать актуальные и уже произведенные изменения в законодательной базе.