4.4. Создание инновационной инфраструктуры морских портов

4.4. Создание инновационной инфраструктуры морских портов

Экономический подъем и переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без модернизации транспортного комплекса страны в целом и одного из его ключевых элементов - морских портов.

На Международном транспортном форуме 2010 года (в Лейпциге) было подчеркнуто, что в 20-м веке именно инновации обеспечили стремительное развитие транспорта. Причем одинаково важны как простые инновации, такие как ремень безопасности и контейнер, так и сложные - системы спутниковой навигации и газотурбинные двигатели.

Кроме того, инновационные решения имели огромное значение в сфере управления и организации транспортного процесса - создание портов-хабов, международных транспортных коридоров, единых провозных документов, электронной таможни и других.

В ходе дискуссий был сделан вывод о необходимости усиления роли государства во внедрении инноваций, в том числе в системе управления.

Государственная политика в отношении портов основывается на поддержке базовой инфраструктуры, объектов безопасности и порядка в портах и на подходах к ним, создании благоприятных нормативных правовых и финансово-экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов, привлечении инвестиций, способствовать гармоничному развитию смежных видов транспорта, реализации федеральных и региональных программ развития, повышению благосостояния и уровня образования работников отрасли.

Именно такой комплексный подход позволит при стимулирующей роли государства обеспечить инновационное развитие портов и в целом удовлетворить потребности экономики страны и регионов в перевозках грузов.

Инновационный сценарий развития портов предполагает реализацию согласованных и взаимосвязанных экономических, технических, организационных и правовых решений по ряду актуальных задач. Ключевым из внешних вызовов в части инновационного развития является ускорение технологического развития.

Одним из наиболее эффективных направлений в области технологических инноваций является активное внедрение логистических транспортно-технологических систем (ЛТТС) - контейнерной, пакетной, ролкерной, паромной и др. ЛТТС имеют ряд преимуществ: значительное сокращение времени, а, следовательно, и энергозатрат на погрузочно-разгрузочные операции, обеспечение сохранности груза, резкое сокращение доли тяжелого ручного труда, повышение уровня защиты окружающей природной среды. По данным отраслевой науки ЛТТС обеспечивают снижение транспортных издержек в следующих размерах:

- контейнеро-пакетные и все другие виды перевозок укрупненных грузовых единиц (УГЕ) - до 47% (в зависимости от рода груза и транспортной схемы);

- лихтеровозные (преимущественно в сфере деятельности Дунайского МТК N 7 с выходом в Каспийское море) - 9 - 11%;

- узкоспециализированные (например, автомобилевозные) - до 30 - 37%.

Применение ЛТТС позволяет резко сократить количество крепежного реквизита, затрачиваемого на оборудование железнодорожного подвижного состава и судов. Так, для оборудования вагонными стойками только при перевозках товаров лесопромышленного комплекса вырубается в год около 50 млн. молодых деревьев преимущественно хвойных пород, которые через 6 - 7 лет могли бы быть использованы как товарная древесина. Расходуется более 45 тыс. тонн проволоки и гвоздей. Особенно велики эти расходы при перевозках в смешанном сообщении.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, использование прогрессивных ЛТТС для перевозки как генеральных грузов, так и широкой номенклатуры товаров лесопромышленного комплекса позволяет сократить совокупные транспортные издержки на 25 - 50%.

Создание комплексных и узкоспециализированных ЛТТС доставки наиболее трудоемких для транспорта штучных грузов в оптимальных укрупненных грузовых единицах (пакетах, блок-пакетах, флетах, спецупаковках, трейлерах, ролл-трейлерах) в смешанных, прямых смешанных и комбинированных сообщениях по схеме "от двери до двери" является наиболее перспективным направлением развития транспортной системы России, полностью соответствующим основным направлениям развития транспорта стран Евросоюза.

Транспортная система России пока еще значительно отстает от передовых стран в области перевозки грузов укрупненными единицами по схеме "от двери до двери". Например, производственная мощность контейнерных терминалов в российских морских портах составляет лишь 30% от суммарной мощности перегрузочных комплексов для генеральных, как правило, подлежащих контейнеризации грузов. Отсюда следует необходимость активного внедрения передовых технологий перевозки и перевалки в портах грузов укрупненными местами.

Морские порты как стационарные морские объекты испытывают действие опасных погодных условий и состояния водной поверхности на акватории портов, подходах к ним и в прибрежной зоне укрытия, что обуславливает их потребность в регулярной специальной гидрометеорологической информации. Для всех морских портов характерны особые региональные физико-географические и метеорологические условия. В силу того, что опасные ветра вызывают наводнения, навалы льда и обледенение судов, прогноз ветра для морского порта является определяющим фактором эффективного планирования и выполнения всех видов работ на акватории порта. Заблаговременное предупреждение об опасных условиях погоды позволяет предотвратить значительные потери. В этой связи гидрометеорологическому обеспечению безопасности деятельности морских портов является одной из важнейших задач.

В настоящее время в этой работе задействовано 16 прогностических центров Гидрометслужбы, что позволяет заблаговременно информировать судовладельцев перед выходом в море. Повышение эффективности и достоверности прогнозов во многом зависит от данных наблюдений получаемых оперативно от пунктов наблюдений, установленных непосредственно в портах. К настоящему времени такие пункты имеются не во всех портах. В этой связи к инновационным решениям, способствующим обеспечению портовой деятельности и повышению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, можно отнести предложение Росгидромета по дополнительному оснащению морских портов при их строительстве и реконструкции автоматическими гидрометеорологическими станциями и самописцами уровня моря с последующей передачей данных наблюдений в прогностические центры Росгидромета. Механизм такого взаимодействия и требования к передаваемой информации необходимо разработать и включить в Соглашение о взаимодействии между подразделениями Минтранса России и Росгидрометом от 3 мая 2000 года, а финансирование предусмотреть за счет средств федерального бюджета. По экспертной оценке, целесообразна установка пунктов гидрометеорологических наблюдений в 25 морских портах.

Важной задачей является обновление в портах подъемно-транспортного оборудования и повышение доли оборудования российского производства.

По оценке ряда специалистов, одним из последствий экономического кризиса является спад спроса на подъемно-транспортное оборудование, в частности, на портальные краны.

В настоящее время в морских портах установлено порядка 6 - 7 тысяч портальных кранов, из которых 90% исчерпали свой ресурс. Ежегодно Россия закупает для портов около 20 кранов. При этом доля кранов отечественного производства постоянно снижается. Аналогично обстоит дело и с другими видами перегрузочного оборудования. Между тем, в России есть предприятия, производящие перегрузочное оборудование, по своим характеристикам не уступающее зарубежным аналогам, но значительно дешевле их. Поэтому необходимо постепенно переходить на использование в портах отечественного оборудования. Для этого, по-видимому, потребуется создать экономические условия, позволяющие российским заводам значительно увеличить выпуск своих изделий, одновременно повысив их качество.

Здесь уместно напомнить о мерах, принятых для обеспечения строительства максимально возможного количества российских судов на отечественных судоверфях. Создано ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства". Аналогичные меры целесообразно принять для перехода к выпуску портового перегрузочного оборудования на отечественных заводах.

Технологическое лидерство в развитии портов может обеспечить структурные изменения и в грузообороте портов. Несмотря на то, что основу грузооборота по-прежнему составит продукция топливно-энергетического комплекса (сырая нефть, уголь) и сырьевых отраслей (минеральные удобрения, руды, концентраты), а также металлы в деле, перегружаемые на экспорт, произойдет сокращение разницы между объемами перевалки генеральных и массовых (наливных и наволочных) грузов в портах, что указывает на облагораживание отечественного экспорта. А это, в свою очередь, могло бы свидетельствовать о переходе экономики страны от "сырьевой" к наукоемкой.

"Облагораживание" морских внешнеторговых перевозок характеризуется ростом перевалки нефтепродуктов, сжиженного газа, древесной щепы и пеллет, контейнеров.

В перспективе можно ожидать относительно высокие темпы роста контейнерного потока по сравнению со среднегодовыми темпами прироста внешнеторгового грузооборота Российской Федерации, что станет следствием изменения структуры экспорта, повышения уровня контейнеризации российских внешнеторговых грузов, а также роста пропускной способности контейнерных терминалов в отечественных портах.

Восстановление и рост контейнерных перевозок в России сопровождается развитием контейнерных терминалов - модернизацией и повышением пропускной способности существующих и строительством новых.

Задача достижение технологического лидерства, поставленная в программных правительственных документах, предполагает резкое увеличение спроса на новые научные и инженерные кадры.

Важнейшим с точки зрения инновационного развития является человеческий капитал, где Россия сохраняет конкурентные преимущества. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8 процента численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям.

В то же время ситуация в указанной сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество.

Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров.

Эти негативные тенденции обусловлены в том числе и недофинансированием сферы образования в конце XX - начале XXI века. Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных учреждениях начата только в последние годы.

На морском транспорте сохранилась система отраслевого образования и науки, однако необходимо обеспечить адаптацию учебного процесса к задачам инновационного роста страны и портов.

В рамках реализации Стратегии произойдет интенсификация российских научных исследований с целью повышения их масштаба, результативности; сосредоточения материально-технических и интеллектуальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и практики, произойдет усиление инженерной составляющей, повышения роли рабочих специальностей в портах с новыми техническими навыками, а также усиление исследовательского сотрудничества с зарубежными странами.

Инновационный сценарий развития предполагает решение также ряда актуальных технических, организационных, нормативных задач в сфере экологической безопасности, в сфере информационных технологий и автоматизации бизнес-процессов в портах, в сфере энергосбережения.

Одним из современных механизмов объединения усилий бизнеса, науки и государства по комплексному решению вопросов инновационного развития рассматриваются и инновации в управленческой сфере, такие как, например, создание технологических платформ и территориальных кластеров.

Цель данной работы - увеличить высокотехнологическую составляющую в экономике Российской Федерации, в том числе в транспортной отрасли, за счет модернизации основных сфер российской экономики, координации внешнеэкономической деятельности, что должно вести к увеличению иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, выхода отечественной высокотехнологичной продукции на внешние рынки.

Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

Технологическая платформа - это объединение компаний по функциональному признаку с целью организации и проведения деятельности по подготовке, проведению и использованию результатов долгосрочных научно-технических прогнозов. Такая деятельность, как правило, осуществляется на базе крупных технологических и производственных компаний или производственных лабораторий, научно-исследовательских институтов. Цель таких объединений - планирование и организация разработки конкретных прорывных технологий в определенной сфере.

Морские порты могут выступать как участниками, так и инициаторами технологических платформ. Первоочередными сферами, в которых ожидается прорыв технологий, являются навигационная безопасность, энергоэффективность, экология и др.

В силу своей специфики, а также того, что во многих регионах страны морские порты играют градообразующую роль, являются важным социальным фактором развития приморских субъектов Российской Федерации, на базе морских портов предлагается формировать т.н. территориальные кластеры.

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

На федеральном уровне сформированы механизмы, позволяющие обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

Основная задача таких образований - повысить результативность работы морских портов путем внедрения комплексных инновационных решений.

Кластеры возникают на стыке суши и морской акватории, формируя важнейшие конкурентные преимущества экономик отдельных регионов. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон портового типа. Примером может служить транспортно-логистический кластер в Мурманской области. К предпосылкам его формирования относятся выгодное географическое положение области, наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе портовых мощностей (действующих и проектируемых), располагающих судами разного профиля, ледокольным флотом, ремонтной базой, специализированными высококвалифицированными специалистами и управленческими кадрами. Основными функциями кластера будут обеспечение логистической деятельности, связанной с нефтегазоразведкой, обустройством месторождений и эксплуатацией нефтегазовых установок в Баренцевом море и на суше, реализация проекта грузового коридора Азия - Северная Америка и связанной с ним промышленной деятельности по доработке транзитной продукции. Мурманский транспортно-логистический кластер имеет трансграничный характер, так как использует наукоемкие технологии соседних стран. Он стимулирует развитие судостроительных отраслей, интегрирует в себя образовательные и научные услуги, способствует развитию малого и среднего бизнеса.