VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Экономический и социальный эффект от реализации Стратегии по развитию морской портовой инфраструктуры формируется за счет:

1) Удовлетворения национальной потребности в торговле и транспорте;

2) Достижения миллиардного рубежа по объему перевалки грузов в российских портах и выведение России в число передовых стран в сфере портовой инфраструктуры;

3) Создания к 2030 году портовых мощностей в объеме не менее 1,4 млрд. тонн и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;

4) Повышения коэффициента использования перегрузочных комплексов до уровня;

5) Повышения роли морских портов в обеспечении транзитного потенциала России, особенно в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение транзитных грузопотоков;

6) Переключения части объема внешнеторговых потоков Российской Федерации в порты России из Украины и стран Балтии и сокращение доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов до 5 и менее %;

7) Повышение уровня комплексной безопасности мореплавания на акваториях морских портов и подходах к ним, качества функционирования морских портов путем достижения 100%-ного уровня охвата береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, средствами АСГ и ЛРН-готовности и средствами по сбору и утилизации отходов;

8) Обеспечения привлекательности морских портов путем недопущения дискриминации по отношению к портам сопредельных государств в части условий на железнодорожные перевозки, а также сохранения размера портовых сборов, приходящихся на тонну перевалки грузов, на уровне, сопоставимом с портами сопредельных государств;

9) Повышения роли отраслевого образования и науки, организация непрерывности процесса профессионального обучения от начального до высшего образования, включая систему дополнительного образования;

10) Выведения услуг участников портовой деятельности на качественно новый уровень с точки зрения как обеспечения российских внешнеторговых потоков, так и конкуренции отрасли на международном уровне, повышение процента использования специализированных комплексов, "облагораживание" отечественного экспорта, увеличение доли продуктов переработки в общем грузообороте;

11) Повышения инновационности в деятельности морских портов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, и укрепления отраслевого кадрового потенциала;

12) Совершенствования государственного управления в сфере морской портового хозяйства, отраслевого законодательства, применение новых организационных механизмов (ПОЭЗ, концессии, управляющие компании, технологические платформы и территориальные кластеры). Дополнительным эффектом от реализации Стратегии является развитие всей экономики Российской Федерации за счет сокращения совокупных транспортных издержек, развития производства и социальной сферы, роста занятости населения, решения региональных социальных проблем;

13) Четкое следование заложенным в Стратегию основным направлениям развития позволит вывести отечественную отрасль на конкурентоспособный (международный) уровень, заложив тем самым надежный фундамент устойчивого развития России и закрепления ее в числе мировых транспортных держав;

14) Оценка эффективности Стратегии рассчитывается интегрально на основании оценок эффективности отдельных мероприятий, с учетом мультипликативных синергетических эффектов. Оценка эффективности производится на основе показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности;

15) Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Стратегии, базируется на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. N ВК 477).

* * *

В силу широкого охвата социально-экономических и транспортных вопросов в настоящей Стратегии и наличия потенциальных важных вопросов, непосредственно связанных с развитием инфраструктуры портов, следует отметить, что перед непосредственной реализацией Стратегии необходима более детальная проработка пограничных с развитием инфраструктуры морских портов вопросов (скоординированное развитие других видов транспорта, социальная и кадровая политика, вопросы устойчивого развития морских портов и пр.), например:

- Скоординированное развитие внутренних водных путей: возможность перевалки в морских портах Санкт-Петербург, Азов, Ростов-на-Дону на речные суда для дальнейшей доставки по внутренним водным путям единой глубоководной системы европейской части страны в приречные пункты и тяготеющие к ним районы. Привлечение речного транспорта для перевозки контейнеров по внутренним водным путям позволило бы разгрузить подвижной состав и инфраструктуру сопутствующих видов транспорта.

- Скоординированное развитие пассажирских терминалов: комплекс мер по развитию пассажирских портов и терминалов, которые будут способствовать становлению рынка морских пассажирских перевозок. При этом необходимо разделение задачи на два ключевых направления: решение социальных задач (обеспечение транспортной доступности в рамках развития регионов и транспортных связей) и непосредственно развитие рынка, включая морской и туристический бизнес.

- Единая стратегия обеспечения безопасности функционирования транспортного комплекса: комплекс мер по обеспечению экологической безопасности, призванных, в первую очередь, создать заинтересованность российских портов в проведении активной политики по защите окружающей среды - как путем совершенствования законодательства, так и проведением серьезной разъяснительной работы по формированию в портовом бизнесе современной экологической культуры.

- Создание системы подготовки кадров для портовой отрасли: требуется составление детализированного плана (в том числе тематического) кадрового обеспечения реализации Стратегии, с особым акцентом на развитие высшего и среднего образования, на установление партнерских и договорных отношений портов с вузами и колледжами по подготовке кадров, или рассмотрение возможности подготовки кадров за рубежом и т.п.

- Сбалансированное развитие нормативно-правовой базы: требуется проработка не только перечня, но и проектов законов, лежащих в обеспечении стратегии, включая законы второго уровня (подзаконные акты), необходима также актуализация нормативных документов в области проектирования портов непосредственно перед началом реализации стратегии.

- Скоординированное развитие инфраструктуры подходов к портам: требуется проведение детального согласования проектов Стратегии с развитием инфраструктуры железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов.

- План развития Северного морского пути: детальной проработки требуют планы модернизации арктических портов и создания новых перегрузочных комплексов.