2.4. Сценарии развития морских портов <1>

2.4. Сценарии развития морских портов <1>

--------------------------------

<1> Описание сценарных условий развития морских портов приведено в соответствии с предложениями по корректировке Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года (по состоянию на декабрь 2012 года).

В целях достижения целевых показателей развития транспортного комплекса и снятия транспортных инфраструктурных ограничений развития экономики страны необходимо обеспечить опережающее развитие транспортного комплекса. По оценке Минэкономразвития России и Минтранса России, темпы роста инвестиций в транспортный комплекс должны быть выше, чем в среднем по экономике, на 5 - 7 п. пунктов. В долгосрочной перспективе прогнозируется сохранить государственную поддержку развития транспортного комплекса. Одним из инструментов развития инфраструктуры и преодоления дефицита финансирования инвестиций в развитие транспорта станет увеличение соответствующих расходов из федерального и региональных бюджетов с 1,2% ВВП в 2010 году до 2 - 2,1% в 2030 году.

Развитие морских портов смоделировано на основе сценариев развития транспортного комплекса, разработанных в двух вариантах, - консервативном (энерго-сырьевом) и инновационном.

Наряду с тем, что во многом базовые условия обоих сценариев для морских портов идентичны, можно выделить ряд особенностей, характеризующих те или иные тенденции. В первую очередь, по характеру грузовой базы, а также по смежным ограничениям и финансовому обеспечению.

Анализ показывает, что с высокой степенью вероятности на мировом сырьевом рынке в период до 2030 года существенных структурных изменений не произойдет и российские углеводороды будут оставаться основным, перерабатываемым в морских портах грузом. В этой связи преобладающей тенденцией развития морских портов до 2030 года будет развитие портовой инфраструктуры, главным образом, для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг.

Вместе с тем консервативный (энерго-сырьевой) вариант (En) предполагает следующие особенности:

реализация крупномасштабных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства), обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;

продолжение диверсификации направлений экспортных поставок российских углеводородов и создание соответствующей инфраструктуры;

рост экспорта СПГ на европейский рынок и страны АТР;

развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны;

увеличение внутренних перевозок угля в связи с развитием энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;

увеличение объемов перевозок и сортамента продуктов переработки топлива и сырья (нефтепродуктов, концентратов, химических грузов, металлов и т.д.), а также продукции машиностроения.

Дополнительный импульс получит развитие транспорта в Арктической зоне.

Реализация данного сценария будет осуществляться в основном в рамках системы крупных проектов по развитию транспортной системы энергосырьевой специализации (Нижнее Приангарье, Читинская область, зона БАМ) и развитии подъездных путей к портам и портовым зонам. При этом данный сценарий учитывает более низкий спрос на энергоносители со стороны мировой экономики, а также замедление темпов роста мировой торговли в связи с сохранением влияния глобального кризиса и низкую степень реализации транзитного потенциала России.

Инновационный вариант (Inn) предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны (в том числе морских портов), которое наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации энергосырьевого варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

Для инновационного варианта сохраняется ряд особенностей, характерных для энергосырьевого варианта. В то же время отличительными особенностями развития транспортной системы по инновационному варианту станут:

значительное увеличение экспортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики, темпы роста которых будут в 2,5 раза выше темпов роста перевозок аналогичных импортных грузов;

повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

Развитие морских портов наряду с задачами обеспечения перевозок массовых грузов, в том числе экспортных, будет все в большей степени ориентироваться на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и усиление взаимодействия в рамках обеспечения эффективных логистических цепочек товародвижения.

При этом важнейшее значение будет иметь "инфраструктурный эффект" формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, в том числе на базе морских портов. Такие морские порты будут выступать базой формирования территориально-производственных кластеров и "точками роста" регионов.

Морские порты будут развиваться по так называемому "роттердамскому образцу", когда порт неразрывно связан с удаленными железнодорожными узлами и транспортно-логистическими комплексами. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

Региональные аспекты развития транспортной системы страны будут связаны с созданием сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и Юге России, преодолением отставания депрессивных регионов, развитием туристско-рекреационных зон на Черноморском побережье (особенно в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи), в районах Севера и др.

Важную роль будет играть развитие Северного морского пути, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры на северном побережье России.

Различия в сценариях развития морских портов, преимущественно, заключаются в наличии таких ограничивающих фактов, как: синхронность развития смежных видов транспорта (ж/д, автомобильный и внутренний водный), ресурсное обеспечение (сохранение или сокращение существующих темпов, прежде всего, бюджетного финансирования) и инвестиционный климат (готовность инвесторов в реализации крупных инфраструктурных проектов).

Инновационный сценарий характеризуется значительным повышением расходов на развитие транспортной инфраструктуры и, следовательно, снятием ограничений в сухопутной зоне на подходах к портам. При этом данный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления развитием транспорта и для государства, и для бизнеса. Он связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости.

Инновационный сценарий характеризуется значительным усилением требований к экологичности и энергоэффективности развития транспорта.

Реализация инновационного сценария позволит не только преодолеть инфраструктурные ограничения экономического роста, но и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы страны и удовлетворить возрастающий спрос на транспортные услуги.

Необходимо отметить, что, скорее всего, существенные структурные различия между рассматриваемыми сценариями появятся после 2020 года.

С одинаковой степенью вероятности при различных сценариях большое внимание будет уделено обеспечению комплексной безопасности и устойчивости функционирования морских портов, включая повышение безопасности мореплавания, а также снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

В соответствии с рассмотренными сценарными вариантами определены параметры перспективного развития морских портов на долгосрочный период, которые приведены в следующем разделе.