6.2. Кадровое и социально-бытовое обеспечение реализации Стратегии

6.2. Кадровое и социально-бытовое обеспечение
реализации Стратегии

В современных условиях развития технологий меняется общий характер работы порта. Порт из технического погрузочно-разгрузочного транспортного узла становится местом работы передовых автоматизированных систем, робототехники, систем электронного документооборота. Соответственно, требования к квалификации рабочего персонала существенно возрастают: нужны как определенные практические навыки, так и теоретические знания. Существует необходимость соответствующего обновления образовательных программ и повышения квалификации персонала морских портов. Образовательные учреждения и компании должны быть в состоянии выявлять основные тенденции развития и в секторе в целом, и в конкретных функциональных областях.

Основной тенденцией в современном образовании и профессиональной подготовке в портовой сфере должен стать переход от обучения, которое определяется стороной предложения, к обучению, которое руководствуется интересами стороны спроса. В центре внимания должны быть отдельные работники, их производительность труда и уровень квалификации.

Среди основных требований, предъявляемых к системе обучения и повышения квалификации персонала морских портов в современных условиях, необходимо выделить следующие:

- обучение и повышение квалификации - ключевой инструмент управления человеческими ресурсами;

- развитие профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями;

- содействие сотрудничеству между обучающими организациями и другими субъектами портового сообщества;

- необходимость непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни);

- создание специальных отделов профессиональной подготовки в портах;

- применение децентрализованного подхода к образованию и профессиональной подготовке (снизу вверх);

- подкрепление обучения реальной практикой;

- при обучении, наряду с техническими, необходимо уделять больше внимания функциональным аспектам;

- обучение должно быть ориентировано на развитие сразу нескольких профессиональных навыков, связанных между собой;

- возможность равноправного общения руководства портов и портового персонала, необходимая для обсуждения общих и конкретных вопросов, связанных с работой порта;

- внедрение системы контроля качества работы и периодической переаттестации работников;

- наличие четко сформулированных общих образовательных принципов.

В таблице 14 представлены основные требования к системе обучения и подготовки персонала портовой отрасли, связанные с внедрением различных новых технологий.

Таблица 14

Новые технологии в портах
Уровень обучения <1>
Место обучения <2>
Уровень стандартизации <3>
Взаимодействие <4>
Использование новых технологий в процессе обучения <5>
Обслуживание судов большей вместимости
П, З
У, П
П
Мобильная коммуникация
П
Пр
РФ, Р
Пр, К
М
Глобальная система позиционирования - ГЛОНАСС (GPS)
П
У
РФ, Р
П, Пр, К
С, М
СНО, СУДС ГМССБ, ККС
П
У
РФ, Р
П, Пр
С, М
Навигационные услуги
П, З
П
РФ
П, К
С, М
Системы маневрирования и поддержки предупреждения столкновений - интегрированные мостиковые системы
З
П
РФ
П, Пр
С, М
Система контроля за работой автоматизированных кранов
З
П + О
П
П, Пр
С
Система движения автоматических транспортных средств
З
П + О
П
П, Пр
С
Автоматизированные краны-укладчики
З
П + О
П
П, Пр
С
Роботизированная обработка контейнеров
З
П + О
П
П, Пр
С
Электронный документооборот
П
У
РФ
П, Пр, К
М, Т
Электронная идентификация груза
З
П
РФ
П, Пр, К
М
Система слежения и мониторинга перемещения груза в порту
П
У
РФ
П, Пр, К
С
Система управления складскими помещениями
П
У
Р
П, К
С
Система по транспортно-логистическому планированию прибытия и убытия грузов
З
П
П
К
С
Мониторинг окружающей среды (Environmental monitoring)
О, З
П
РФ, Р
П
М

--------------------------------

<1> О - общее образование, П - профессиональная подготовка, З - обучение в рамках системы профессиональной подготовки на основе решения конкретных задач и на конкретных примерах.

<2> П - порт, О - производитель оборудования, У - учебный центр, Пр - прочие.

<3> РФ - на уровне Российской Федерации, Р - на региональном уровне, П - на уровне портов.

<4> П - сотрудничество между портами, Пр - сотрудничество с производителями, К - сотрудничество с другими компаниями.

<5> С - симуляционные методы, М - мультимедийные средства, Т - телеконференции.

Для новых технологий, внедрение которых требует обучения и профессиональной переподготовки кадров, основываясь на вышеприведенной таблице, можно выделить 2 категории.

- Категория 1 (непосредственно связанные с управлением техникой).

- Для первой категории метод обучения на конкретных задачах является наиболее подходящим.

- Обеспечение подготовки кадров для этой категории наилучшим образом осуществляется в портах при участии производителей оборудования.

- Наиболее подходящий уровень стандартизации - региональный или уровень портов.

- Для данной категории наиболее полезно взаимодействие между портами и производителями оборудования.

- Тренажеры и симуляционные методы - наиболее подходящий метод обучения в данной категории.

- Категория 2 (связанные с информационно-коммуникационными технологиями).

- Новые технологии в этой категории в большей степени требуют профессиональной подготовки.

- Подготовку кадров должны обеспечивать учебные центры.

- Наиболее подходящий уровень стандартизации - уровень РФ или региональный.

- Взаимодействие должно проходить на всех уровнях.

Следует отметить, что при реализации заявленных выше требований к системе профессионального обучения необходимо вовлечение в процесс планирования специалистов образовательной сферы, чье участие будет способствовать дополнительной проработке данного направления и внесению необходимых корректив.

Помимо вопросов кадровой профессиональной подготовки важным аспектом является развитие социально-бытовой инфраструктуры морских портов. С учетом планов интенсивного развития портов, необходимо постепенное приведение существующей инфраструктуры социально-бытового обслуживания моряков в морских портах Российской Федерации в соответствие с требованиями ратифицированных Россией Конвенции МОТ 163 о социально-бытовом обслуживании моряков и Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.

В этой связи развитие портов требует принятия органами государственной власти ряда решений в сфере социально-бытового обслуживания моряков в соответствии с международными конвенционными требованиями, а именно:

- обеспечение социально-бытовым обслуживанием моряков в определенных государством портах, независимо от их национальности, расы, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения, а также независимо от государства регистрации судна, на котором моряки работают;

- проведение мероприятий по обеспечению финансирования социально-бытового обслуживания моряков;

- создание советов по социально-бытовому обслуживанию, в зависимости от обстоятельств, на уровне портов, на региональном и национальном уровнях;

- осуществление регулярных проверок указанной деятельности в целях обеспечения ее соответствия нуждам моряков, развивающимся одновременно с техническими, производственными и другими изменениями в судоходстве;

- предоставление информации о тех объектах, которые открыты для общественного пользования в портах захода - особенно о транспорте, социально-бытовых и зрелищных заведениях, образовательных учреждениях и о местах отправления культа, а также об объектах, специально предоставляемых для моряков.

Развитие и функционирование комплекса объектов социально-бытового назначения в морских портах Российской Федерации повлечет за собой не только социальный, но и экономический эффект, заключающийся в повышении привлекательности отечественных морских портов для судовладельцев иностранных государств в качестве портов захода, что в свою очередь даст толчок в развитии портов и прилегающих к ним территорий, привлечении дополнительных инвестиций и людских ресурсов.