6.2. Кадровое и социально-бытовое обеспечение реализации Стратегии
В современных условиях развития технологий меняется общий характер работы порта. Порт из технического погрузочно-разгрузочного транспортного узла становится местом работы передовых автоматизированных систем, робототехники, систем электронного документооборота. Соответственно, требования к квалификации рабочего персонала существенно возрастают: нужны как определенные практические навыки, так и теоретические знания. Существует необходимость соответствующего обновления образовательных программ и повышения квалификации персонала морских портов. Образовательные учреждения и компании должны быть в состоянии выявлять основные тенденции развития и в секторе в целом, и в конкретных функциональных областях.
Основной тенденцией в современном образовании и профессиональной подготовке в портовой сфере должен стать переход от обучения, которое определяется стороной предложения, к обучению, которое руководствуется интересами стороны спроса. В центре внимания должны быть отдельные работники, их производительность труда и уровень квалификации.
Среди основных требований, предъявляемых к системе обучения и повышения квалификации персонала морских портов в современных условиях, необходимо выделить следующие:
- обучение и повышение квалификации - ключевой инструмент управления человеческими ресурсами;
- развитие профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями;
- содействие сотрудничеству между обучающими организациями и другими субъектами портового сообщества;
- необходимость непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни);
- создание специальных отделов профессиональной подготовки в портах;
- применение децентрализованного подхода к образованию и профессиональной подготовке (снизу вверх);
- подкрепление обучения реальной практикой;
- при обучении, наряду с техническими, необходимо уделять больше внимания функциональным аспектам;
- обучение должно быть ориентировано на развитие сразу нескольких профессиональных навыков, связанных между собой;
- возможность равноправного общения руководства портов и портового персонала, необходимая для обсуждения общих и конкретных вопросов, связанных с работой порта;
- внедрение системы контроля качества работы и периодической переаттестации работников;
- наличие четко сформулированных общих образовательных принципов.
В таблице 14 представлены основные требования к системе обучения и подготовки персонала портовой отрасли, связанные с внедрением различных новых технологий.
Таблица 14
Новые технологии в портах
|
Уровень обучения <1>
|
Место обучения <2>
|
Уровень стандартизации <3>
|
Взаимодействие <4>
|
Использование новых технологий в процессе обучения <5>
|
Обслуживание судов большей вместимости
|
П, З
|
У, П
|
П
|
||
Мобильная коммуникация
|
П
|
Пр
|
РФ, Р
|
Пр, К
|
М
|
Глобальная система позиционирования - ГЛОНАСС (GPS)
|
П
|
У
|
РФ, Р
|
П, Пр, К
|
С, М
|
СНО, СУДС ГМССБ, ККС
|
П
|
У
|
РФ, Р
|
П, Пр
|
С, М
|
Навигационные услуги
|
П, З
|
П
|
РФ
|
П, К
|
С, М
|
Системы маневрирования и поддержки предупреждения столкновений - интегрированные мостиковые системы
|
З
|
П
|
РФ
|
П, Пр
|
С, М
|
Система контроля за работой автоматизированных кранов
|
З
|
П + О
|
П
|
П, Пр
|
С
|
Система движения автоматических транспортных средств
|
З
|
П + О
|
П
|
П, Пр
|
С
|
Автоматизированные краны-укладчики
|
З
|
П + О
|
П
|
П, Пр
|
С
|
Роботизированная обработка контейнеров
|
З
|
П + О
|
П
|
П, Пр
|
С
|
Электронный документооборот
|
П
|
У
|
РФ
|
П, Пр, К
|
М, Т
|
Электронная идентификация груза
|
З
|
П
|
РФ
|
П, Пр, К
|
М
|
Система слежения и мониторинга перемещения груза в порту
|
П
|
У
|
РФ
|
П, Пр, К
|
С
|
Система управления складскими помещениями
|
П
|
У
|
Р
|
П, К
|
С
|
Система по транспортно-логистическому планированию прибытия и убытия грузов
|
З
|
П
|
П
|
К
|
С
|
Мониторинг окружающей среды (Environmental monitoring)
|
О, З
|
П
|
РФ, Р
|
П
|
М
|
--------------------------------
<1> О - общее образование, П - профессиональная подготовка, З - обучение в рамках системы профессиональной подготовки на основе решения конкретных задач и на конкретных примерах.
<2> П - порт, О - производитель оборудования, У - учебный центр, Пр - прочие.
<3> РФ - на уровне Российской Федерации, Р - на региональном уровне, П - на уровне портов.
<4> П - сотрудничество между портами, Пр - сотрудничество с производителями, К - сотрудничество с другими компаниями.
<5> С - симуляционные методы, М - мультимедийные средства, Т - телеконференции.
Для новых технологий, внедрение которых требует обучения и профессиональной переподготовки кадров, основываясь на вышеприведенной таблице, можно выделить 2 категории.
- Категория 1 (непосредственно связанные с управлением техникой).
- Для первой категории метод обучения на конкретных задачах является наиболее подходящим.
- Обеспечение подготовки кадров для этой категории наилучшим образом осуществляется в портах при участии производителей оборудования.
- Наиболее подходящий уровень стандартизации - региональный или уровень портов.
- Для данной категории наиболее полезно взаимодействие между портами и производителями оборудования.
- Тренажеры и симуляционные методы - наиболее подходящий метод обучения в данной категории.
- Категория 2 (связанные с информационно-коммуникационными технологиями).
- Новые технологии в этой категории в большей степени требуют профессиональной подготовки.
- Подготовку кадров должны обеспечивать учебные центры.
- Наиболее подходящий уровень стандартизации - уровень РФ или региональный.
- Взаимодействие должно проходить на всех уровнях.
Следует отметить, что при реализации заявленных выше требований к системе профессионального обучения необходимо вовлечение в процесс планирования специалистов образовательной сферы, чье участие будет способствовать дополнительной проработке данного направления и внесению необходимых корректив.
Помимо вопросов кадровой профессиональной подготовки важным аспектом является развитие социально-бытовой инфраструктуры морских портов. С учетом планов интенсивного развития портов, необходимо постепенное приведение существующей инфраструктуры социально-бытового обслуживания моряков в морских портах Российской Федерации в соответствие с требованиями ратифицированных Россией Конвенции МОТ 163 о социально-бытовом обслуживании моряков и Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.
В этой связи развитие портов требует принятия органами государственной власти ряда решений в сфере социально-бытового обслуживания моряков в соответствии с международными конвенционными требованиями, а именно:
- обеспечение социально-бытовым обслуживанием моряков в определенных государством портах, независимо от их национальности, расы, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения, а также независимо от государства регистрации судна, на котором моряки работают;
- проведение мероприятий по обеспечению финансирования социально-бытового обслуживания моряков;
- создание советов по социально-бытовому обслуживанию, в зависимости от обстоятельств, на уровне портов, на региональном и национальном уровнях;
- осуществление регулярных проверок указанной деятельности в целях обеспечения ее соответствия нуждам моряков, развивающимся одновременно с техническими, производственными и другими изменениями в судоходстве;
- предоставление информации о тех объектах, которые открыты для общественного пользования в портах захода - особенно о транспорте, социально-бытовых и зрелищных заведениях, образовательных учреждениях и о местах отправления культа, а также об объектах, специально предоставляемых для моряков.
Развитие и функционирование комплекса объектов социально-бытового назначения в морских портах Российской Федерации повлечет за собой не только социальный, но и экономический эффект, заключающийся в повышении привлекательности отечественных морских портов для судовладельцев иностранных государств в качестве портов захода, что в свою очередь даст толчок в развитии портов и прилегающих к ним территорий, привлечении дополнительных инвестиций и людских ресурсов.