Жалоба – это отдельная разновидность документов, представляющая собой сообщение о нарушении прав заявителя. Всегда оформляется в свободной форме в двух экземплярах и заверяется автографом физического лица.
Форма документа
На сегодняшний день законодательство не ограничивает граждан в вопросе формы составляемой ими жалобы. Любой документ из этой группы может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.
Необходимо учесть, что свободная форма также предъявляет к содержанию жалобы определённые требования, а именно:
- деловой стиль речи (отсутствие жаргонизмов, ругательств и так далее);
- обозначение реквизитов (кому, от кого, дата, место);
- по возможности наличие ссылок на законодательство (необязательно, но желательно);
- наличие автографа заявителя с расшифровкой.
Назначение жалобы
Основным назначением жалобы является постановка государственных надзорных органов в известность относительно нарушения прав граждан третьими лицами. Речь может идти о сфере трудовых правоотношений, конфликте с налоговыми органами, больничными учреждениями и так далее. Если лицо считает, что его права были ущемлены, следует обращаться в соответствующее учреждение. Для трудовых споров это будет трудовая инспекция, жалобы на продавцов подаются в Роспотребнадзор и так далее.
Разновидности жалоб
Все жалобы можно условно разделить на коллективные и индивидуальные. Групповое обращение имеет смысл при нарушении прав трудового коллектива со стороны работодателя. Сотрудники, заверившие официальную бумагу своими автографами, подтверждают полноту и достоверность изложенных в ней сведений.
Все остальные жалобы относятся к индивидуальным. Пожалуй, эта категория является самой распространённой.
Структура жалобы
По своей структуре и назначению жалоба крайне схожа с заявлением и состоит из аналогичных четырёх элементов: реквизиты, описательно-мотивировочная часть, просительная часть и автограф заявителя. Следует уделить должное внимание каждой из них.
Первым делом в шапке документа необходимо указать, кому и от кого подаётся жалоба. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги в родительном падеже прописываем ФИО заявителя, в дательном падеже – ФИО, должность и адрес получателя. Далее оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления официальной бумаги.
Следующим шагом заполним описательно-мотивировочную часть. Здесь необходимо продублировать ФИО заявителя, оставить его паспортные данные (серия, номер, место прописки). Далее кратко описать случившуюся ситуацию и объяснить, какие именно права по мнению человека были нарушены. Рекомендуется оставлять ссылки на конкретные законодательные нормы. Это необязательно, но упростит работу сотрудника принимающей стороны и ускорит процесс реагирования.
Ниже по документу гражданин просит компетентный орган осуществить те или иные действия. Речь может идти о проведении проверки или применении конкретных санкций.
Жалоба составляется в двух экземплярах. В каждой из них необходимо проставить подпись заявителя. Обе копии обладают равной юридической силой. Одна остаётся на руках у гражданина, вторая передаётся в компетентный орган.