Одобрено
решением Конституционного Суда
Российской Федерации
от 17 декабря 2020 года

ИНФОРМАЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ (НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2018 - 2020 ГОДОВ)

подготовлена
Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Введение

Настоящая Информация посвящена ключевым, обладающим конституционной значимостью проблемам правового регулирования предпринимательства. На материале правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) в 2018 - 2020 годы, в ней раскрывается действие механизмов конституционно-судебной защиты хозяйствующих субъектов и российской экономической системы в целом.

На протяжении более чем четверти века конституционно-судебная практика, очищая действующее законодательство от дефектных положений и выявляя его подлинный, соответствующий Конституции Российской Федерации смысл, оказывает глубокое влияние на совершенствование нормативных условий предпринимательской деятельности.

Обращаясь не только к нормотворцу, но и к правоприменителям, решения Конституционного Суда также содержат основополагающие ориентиры для правоприменительной, судебной и административной практики по всему кругу связанных с данной проблематикой вопросов материального (в частности, проверка норм Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ) и процессуального права (проверка норм Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ).

Особое внимание в Информации уделено, во-первых, освещению подходов Конституционного Суда к определению пределов публично-властного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов (требования к качеству нормативного регулирования; границы нормотворческой дискреции, условия ограничения частных прав; требования к контрольно-надзорной и лицензионной деятельности), к обеспечению надлежащего доступа предпринимателей к судебной защите, включая вопросы судебного нормоконтроля и контроля за административным правоприменением, условий осуществления ревизионных производств в вышестоящих судебных инстанциях, юрисдикции третейских судов и ее границ, обеспечения отдельных процессуальных гарантий, включая упрощенное производство в арбитражном процессе, а также особенностям установления при рассмотрении соответствующего круга дел баланса ценностей, включая публично-правовую (разрешение коллизий конституционно значимых интересов в антимонопольных, налоговых, иных публичных правоотношениях) и частноправовую (разрешение коллизий конституционно значимых интересов в правоотношениях с участием потребителей, правообладателей исключительных прав, миноритарных акционеров и участников хозяйственных обществ; кредиторов и должников) сферы.

Во-вторых, конституционно-правовым гарантиям собственности и имущественных прав и в том числе проблемам изъятия собственности для публичных нужд, реализации прав собственности на землю и недвижимое имущество, обеспечению права собственности в контексте мер публичной ответственности, включая соответствующие процессуальные меры, а также защите права собственности в рамках налоговых правоотношений, связанных в том числе с оспариванием кадастровой оценки, патентной системой налогообложения, уплатой фискальных сборов и страховых взносов.

В-третьих, конституционно-правовым аспектам юридической ответственности, возлагаемой в связи с занятием предпринимательской деятельностью, включая административную ответственность (обеспечение принципа non bis in idem и соразмерности наказания совершенному правонарушению, индивидуализация налоговой ответственности; преодоление конституционных дефектов административно-процессуального законодательства), уголовную ответственность (проблема дифференциации уголовной ответственности и введения специальных составов, условия уголовной ответственности за налоговые преступления), а также гражданскую ответственность (возмещение имущественного вреда, причиненного неуплатой налогов; компенсация за нарушение исключительного права).

Защищая основные права участников предпринимательской деятельности, в равной мере учитывая публичные интересы и интересы всех категорий хозяйствующих субъектов, конституционный нормоконтроль вносит свой вклад в становление благоприятной деловой среды, поступательное экономическое развитие, в претворение положений статьи 75.1 Конституции Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) о создании условий для устойчивого экономического роста, повышения благосостояния граждан, обеспечения социального партнерства.

Пандемия коронавируса, явившись в 2020 году беспрецедентным вызовом национальной экономике и социальному благополучию, стала суровым испытанием и для российского предпринимательства. В этой связи выработка правового регулирования, а также формирование правоприменительной практики, происходящие в условиях сложной эпидемиологической обстановки и в целях минимизации причиняемого ею экономического ущерба, должны отвечать смыслу выраженных Конституционным Судом правовых позиций, опираясь в том числе на подходы, обобщенные в настоящей Информации.