3.2 Информация. Право собственности на землю и иное недвижимое имущество

3.2. Право собственности на землю и иное недвижимое имущество

Согласно Конституции владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3). Водное законодательство и законодательство о недрах относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Приведенные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции стремлением обеспечить благополучие и процветание многонационального народа нашей страны, соединенного общей судьбой на своей земле, и ответственностью перед нынешним и будущими поколениями выражают один из основных принципов государственной политики и правового регулирования в сферах недропользования, охраны окружающей среды и поддержания экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов (Постановление от 30 марта 2018 года N 14-П) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 2 июня 2015 года N 12-П, от 25 июня 2015 года N 17-П.

В решениях Конституционного Суда подчеркивается обязанность законодателя соблюдать при регулировании земельных отношений баланс частных и публичных интересов, обусловленный конституционной ценностью земли как особого природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, и, отдавая себе отчет в том, что требование использования земельных участков по их целевому назначению неизбежно сопряжено с сопутствующим вмешательством в свободу владения, пользования и распоряжения имуществом, не допускать отступления, в том числе при установлении административной ответственности за нарушение данного требования, от конституционных норм, определяющих основания, цели и пределы допустимого ограничения прав и свобод граждан в России как правовом государстве (Постановление от 16 октября 2020 года N 42-П).

В развитие конституционных положений среди основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (Определение от 17 июля 2018 года N 1692-О).

В ряде недавних решениях Конституционного Суда были затронуты значимые аспекты права собственности на землю и его ограничений с указанием законодателю на необходимость обеспечивать формальную определенность и четкость регулирования, которыми бы исключалась возможность его расширительного толкования, чреватого произвольным применением, а правоприменителю - на важность строгого учета существа установленных ограничений, не допускающего их распространение на непосредственно не названные в соответствующем законоположении объекты (Определение от 12 ноября 2019 года N 2970-О).

В этой связи Конституционный Суд обращает внимание на то, что к основным принципам земельного законодательства относится платность использования земли, в силу которой использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Реализация данного принципа должна обеспечить эффективность землепользования, в том числе земли, находящейся в публичной собственности, которая образует источник доходов соответствующих бюджетов <1>. Формами подобной платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; в случае, когда пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в отсутствие правового основания, плата за такое пользование рассчитывается по правилам определения размера арендной платы, в частности на основании кадастровой стоимости земельных участков. Лица, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить результаты кадастровой оценки. При этом, подчеркнул Конституционный Суд, данное право, обусловленное наличием законного интереса в оспаривании результатов кадастровой оценки, не исключает возможности обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости лицами, к которым предъявлены требования об уплате неосновательного обогащения, рассчитанного исходя из размера кадастровой стоимости (Определение от 30 января 2020 года N 91-О).

--------------------------------

<1> См.: определения от 20 ноября 2014 года N 2603-О, от 29 марта 2016 года N 582-О.

Как было отмечено Конституционным Судом, при определении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. Рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок в целях определения размера возмещения определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. При этом, разъяснил Конституционный Суд, хотя закон специально не регулирует случаи, когда предшествующий решению об изъятии земельного участка судебный акт об устранении препятствий в пользовании этим участком (в том числе препятствий, приводящих к невозможности его разрешенного использования), вынесенный в пользу прежнего собственника, не был своевременно исполнен недропользователем, ходатайствовавшим о таком изъятии, однако - поскольку собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было, - при определении размера возмещения за изымаемый земельный участок по ходатайству недропользователя не исключается учет не исполненных им в отношении собственника и влияющих на рыночную стоимость такого участка обязательств, как они определены вступившим в законную силу судебным решением (Определение от 3 июля 2018 года N 1675-О).

При проверке по обращению заявителя - собственника земельного участка конституционности положений Земельного кодекса РФ и КоАП РФ Конституционный Суд отметил, что принцип деления земель по целевому назначению на категории, от принадлежности к которым зависит правовой режим земель, т.е. их разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, обеспечивает природоохранные требования. Использование земельных участков по их целевому назначению, являясь по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда, обусловлено прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды. С учетом данных подходов была разрешена коллизия между конституционно гарантированной свободой вероисповедания и законодательными ограничениями, обусловленными правовым режимом земельных участков. Исходя из предназначения жилья удовлетворять не только материальные потребности граждан, но и их духовные нужды, Конституционный Суд обосновал вывод, что в находящемся на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства жилом доме могут беспрепятственно совершаться религиозные обряды и церемонии. Вместе с тем собственники жилых домов обязаны соблюдать требования по целевому использованию земельных участков и жилых помещений: недопустимым является такое использование помещения, при котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового или административного (служебного) помещения религиозной организации, подлежащего размещению на земельных участках с иным видом разрешенного использования; при проведении богослужений в жилых помещениях и домах не должны нарушаться права и законные интересы других лиц, а также правила пользования жилыми помещениями (Постановление от 14 ноября 2019 года N 35-П) <1>.

--------------------------------

<1> В дальнейшем данная правовая позиция была распространена и на ситуацию привлечения к административной ответственности, предусмотренной за использование земельного участка не по целевому назначению, собственника земельного участка с видом разрешенного использования - "в целях эксплуатации административного здания" и расположенного на нем административного здания, если такой собственник предоставил религиозной организации возможность осуществлять в указанном здании богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать его адрес в качестве адреса религиозной организации (Определение от 14 января 2020 года N 3-О).

В целом, предусматривая право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантии права собственности, включая гарантию свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, конституционное регулирование предполагает, что защита указанных прав, а равно иных имущественных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов, включая частные и публичные интересы.