2.4 Информация. Антимонопольные правоотношения

2.4. Антимонопольные правоотношения

Возможность реализации в сфере предпринимательской деятельности различных частных интересов, составляя публичный интерес, предполагает обеспечение государством условий для свободной конкуренции. В силу конституционного принципа справедливости, требующего, в частности, обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность. При этом перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, как было ранее указано Конституционным Судом, не предполагает выдачу соответствующих предписаний без установления вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из хозяйствующих субъектов, участвовавших в таком правонарушении <1>.

--------------------------------

<1> Постановление от 24 июня 2009 года N 11-П.

Для проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях защиты прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и хозяйствующих субъектов принимаются федеральные законы (Определение от 28 июня 2018 года N 1577-О).

В частности, Конституция относит к ведению Российской Федерации федеральные энергетические системы, а также установление правовых основ единого рынка и ценовой политики и запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В развитие этих предписаний, отмечает Конституционный Суд, вводятся правила государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии (Постановление от 12 мая 2020 года N 23-П).

Запрет экономической деятельности, направленной на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов либо координацию экономической деятельности, подразумевает возможность применения мер государственного воздействия в отношении лиц, нарушающих антимонопольное законодательство, и, в частности, административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (Определение от 26 ноября 2018 года N 3057-О).

Учитывая, что для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган должен собрать достаточное количество доказательств и полно (всесторонне) установить фактические обстоятельства, положениями Федерального закона "О защите конкуренции" закреплены правила рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Такое регулирование во взаимосвязи с положениями данного закона, устанавливающими критерии для определения понятия "товарный рынок", а также установленным им запретом на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, будучи направлено на воспрепятствование монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечивает действия контролирующего органа в пределах его нормативно установленной компетенции (Определение от 26 ноября 2018 года N 3063-О).

В этой связи Закон Рязанской области "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области", установивший требования к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, а также дополнительное основание для применения предусмотренной Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" меры ограничения прав перевозчиков в виде обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, направленной на обеспечение этих требований, был признан Конституционным Судом принятым в пределах компетенции субъекта Российской Федерации (Определение от 24 октября 2019 года N 2961-О).

Помимо того, Конституционный Суд признал соблюдение необходимого баланса интересов законодателем Краснодарского края, который, реализуя право принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах, закрепленных Конституцией и федеральным законодательством, с учетом интенсивности и специфики транспортных потоков в этом субъекте Российской Федерации, являющемся курортным регионом <1>, закрепил - в целях конкретизации общих положений федерального законодательства о безопасности дорожного движения - требования к цветовым гаммам автомобиля, используемого в качестве легкового такси. Будучи направлены на обеспечение прав и законных интересов всех сторон складывающихся правоотношений в сфере пассажирских перевозок легковыми такси, данные законоположения, по оценке Конституционного Суда, не могут рассматриваться в качестве избыточной меры, ведущей к искусственному ограничению конкуренции в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси (Определение от 17 июля 2018 года N 1756-О).

--------------------------------

<1> Постановление от 13 июля 2010 года N 16-П.