Заявление – это отдельная форма документа, предназначенная для оформления просьбы или постановки третьих лиц в известность о том или ином событии/решении. Используется как физическими лицами в бытовой жизни, так и в рамках деятельности организации. Отметим, что получатель всегда должен отреагировать на поступившее обращение.
Виды заявлений
На практике существует множество видов заявлений. Делить их можно по нескольким основаниям:
- по заявителю;
- по адресату;
- по характеру самого документа.
Для того чтобы лучше понимать природу заявлений разберём все вышеперечисленные виды поподробнее.
Заявления по заявителю
Начнём с того, что заявителем всегда является физическое лицо, будь то представитель организации или действующих от своего имени и в своих интересах гражданин. Однако, как можно понять из вышесказанного, документ может писаться от имени юридического лица. Сюда относят, как правило, различные обращения в ИФНС:
- уточнение платежа;
- реорганизация, ликвидация, регистрация предприятия;
- возврат уплаченной суммы по налогам.
Что касаемо заявлений физических лиц, к этой группе можно отнести обращения в различные государственные инстанции и иные учреждения:
- Роспотребнадзор;
- МВД;
- УФМС;
- ЗАГС;
- ИФНС;
- больничные учреждения;
- и так далее.
Заявления по адресату
Заявления по адресату в свою очередь условно делятся на две большие подгруппы: связанные с работой и не связанные с работой. Ко второму блоку можно отнести все виды официальных бумаг, перечисленные ранее. Сюда также войдут и обращения в государственные учреждения.
Первая группа представляет собой массивный набор документов, позволяющих работнику влиять на деятельность предприятия. Как правило, обращения касаются принятия решений по личному составу в отношении самого заявителя. Речь может идти о заявлении на увольнение, на отпуск и так далее. В отдельных случаях заявление становится ключевым элементом, без которого вся процедура будет признана незаконной.
По характеру документа
По характеру заявления делятся на информирующие и просительные/требовательные. К первой категории относят бумаги, на которые не требуется никакой реакции. Одна сторона ставит другую в известность о том или ином событии/решении. В качестве примера можно привести заявление на отпуск. Работодатель не имеет права отказать.
Просительные/требовательные заявления являются, пожалуй, самой большой группой из названных ранее. Заявитель просит вторую сторону выполнить то или иное действие. Речь идёт об обращении сотрудников к своему работодателю, об официальных бумагах, написанных в государственные инстанции и так далее.
Структура заявления
По своей структуре все заявления условно делятся на составные части: реквизиты, описательно-мотивировочная часть, просительная часть и подпись. Разберём поподробнее.
Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке необходимо написать, от кого и кому подаётся бумага. В правом верхнем углу листа бумаги в родительном падеже пишется ФИО и должность (при необходимости) заявителя и те же сведения относительно адресата. Здесь же указывается адрес получателя и контактный телефон для связи. Чуть ниже обозначается дата (число, месяц, год) и место (населённый пункт) написания документа.
Описательно-монтировочная часть должна объяснить причину написания заявления. Это может быть связано с реализацией требований закона, нарушением прав заявителя и так далее.
Просительная часть содержит в себе требования, которые заявитель просит удовлетворить. Они могут быть прописаны в виде пронумерованных пунктов.
Заявление должно быть заверено автографом заявителя. Как только подпись встанет на своё место, документ обретает должную юридическую силу.