Заявление с требованием о выдаче средств индивидуальной защиты – это документ, с которым работник предприятия, занятый на вредном или опасном для жизни производстве, может обратиться к руководству, сообщить о том, что организация обязана предоставить необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Сегодня мы разберемся, что понимается под средствами индивидуальной защиты, обязан ли работодатель обеспечивать ими своих сотрудников, как правильно составить подобное заявления и в каких случаях оно необходимо.

Безопасность на работе

Трудовой кодекс Российской Федерации гласит, что рабочее место сотрудника не только должно быть оснащено всем необходимым для работы, но также и быть безопасным для его жизни и здоровья. По такому поводу законодатель вводит термин «охрана труда», означающий совокупность мер, предпринимаемых работодателем для обеспечения безопасности на своем предприятии.

Отдельным ГОСТами устанавливаются требования по отдельным должностям. Например, сварщик обязательно должен трудиться в перчатках и защитной сварочной маске, а медсестра – в латексных перчатках и шапочке. Все эти меры предосторожности направлены, в первую очередь, на безопасность самого работника, а также окружающих. Трудовой кодекс гласит, что за безопасность должен отвечать работодатель. В каждой организации должно быть ответственное за охрану труда лицо. По умолчанию эти обязанности возлагаются на директора, которому необходимо будет пройти соответствующие подготовительные курсы и получить сертификат специалиста.

В дальнейшем эти обязанности директор передаст кому-то из своих подчинённых. В небольших фирмах полномочия делегируются заведующему по хозяйству или иному сотруднику, совмещающему охрану труда со своей основной профессией. В крупных организациях охраны труда на полставки будет недостаточно, а значит, приходится нанимать отдельного человека на этот пост.

Средства защиты

Средствами индивидуальной защиты должны быть обеспечены все сотрудники, нуждающиеся в них по роду деятельности. Более того, если у работника в распоряжении нет необходимых для выполнения трудовых задач средств индивидуальной защиты, он может отказаться от работы, объявив простой. Всё время, в течение которого сотрудник не мог приступить к работе по вине работодателя, будет оплачивать организация.

Ни один человек не должен подвергать риску свои жизнь и здоровье, приступая к работе без предварительного подготовки по части спецсредств, средств защиты. Если работодатель вовремя не обеспечил вас средствами защиты, следует вместо начала работы написать заявление на имя директора с требованием о выдаче средств индивидуальной защиты, сообщить о том, что до того момента к работе вы не приступите.

Работодатель не сможет привлечь вас к дисциплинарной ответственности за нарушение дисциплины труда на рабочем месте, ведь простой был организован не по вашей вине. Любые угрозы работодателя можно расценивать как пустые, а если всё-таки организация решится вынести акт о нарушении дисциплины, его можно обжаловать через Государственную инспекцию труда.

Форма документа

Форма заявления с требованием о выдаче средств индивидуальной защиты не утверждается на законодательном уровне, однако может быть закреплена на локальном уровне конкретно взятой организации. Подобный подход к работе можно назвать, скорее, исключением, чем правилом, однако в любом случае перед тем, как приступить к формированию заявления, мы бы рекомендовали уточнить вопрос наличия бланков у кадровика. Таким образом мы не только облегчим задачу себе и кадровику, сэкономим собственное время, но также соблюдем принятые на предприятии правила документооборота. Как правило, на фирменных бланках уже есть место под согласовательную отметку, визу директора, номер приказа, штамп о принятии и прочие нюансы по оформлению.

В тех случаях, когда нам так и не удалось найти фирменного бланка, придется формировать заявление самостоятельно, своими силами. Для этого вооружаемся синей или чёрной шариковой ручкой, чистым листком бумаги формата А4.

Инструкция по составлению заявления

Заявление с требованием о выдаче средств индивидуальной защиты мы начнем составлять с заполнения его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование компании-работодателя, ФИО и должность руководителя. Официальную бумагу также можно адресовать на имя специалиста по охране труда, однако обращение на имя директора возымеет лучший эффект. Затем здесь же, отступив немного вниз, обозначим ФИО заявителя, занимаемую им должность.

Ниже по документу утверждаем, что для того, чтобы приступить к работе, у вас нет необходимых средств индивидуальной защиты, в связи с чем вы отказываетесь выполнять должностные обязанности до тех пор, пока экипировка не будет вам предоставлена за счет средств работодателя. Указывать, о каких конкретно средствах защиты идёт речь, нет никакой необходимости, ведь руководство и так должно быть в курсе, чем обязано вам обеспечить.

Следующим шагом мы заверяем всё вышеизложенное своим автографом, ставим дату формирования официальной бумаги. Теперь, когда наше заявление уже смело можно назвать полностью сформированным, передаём документ на рассмотрение директору, кадровику или специалисту по охране труда, ждем ответной реакции. Совсем покидать территорию предприятия мы бы не рекомендовали, ведь средства защиты могут появиться и быть выданы вам в любой момент, а ваше отсутствие будет означать прогул.

Примерный образец