Жалоба на рекламу – это самостоятельный документ, с которым может обратиться в Федеральную антимонопольную службу любой бдительный гражданин, обнаруживший несоответствие рекламы нормам действующего законодательства. Сегодня мы расскажем, какие могут быть основания для подачи жалобы и привлечения её авторов к ответственности, приведём инструкцию по составлению официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Незаконная реклама
Первым делом следует отметить, что на территории Российской Федерации действуют положениях Федерального закона «О рекламе», накладывающего определённые ограничения на содержание рекламных материалов. Под рекламой следует понимать любые видеоизображения, аудиозаписи, иллюстрации и надписи, размещённые в местах, доступных для глаз граждан. Равные требования предъявляются и к рекламе по телевизору, и к плакату, вывешенному на заборе.
Статья 5 нормативного правового акта разделяет всю незаконную рекламу на две большие категории: недобросовестная и недостоверная. Первая группа порочит честь и достоинства третьих лиц (в том числе и конкурентов), рекламирует выведенные из товарооборота предметы, а вторая – содержит недостоверные сведения о товаре, его качестве, гарантийных обязательствах и так далее. Если бдительный наблюдатель заметил хотя бы одно из перечисленных в 5 статье ФЗ нарушений, можно обратиться с жалобой в ФАС.
Как подать жалобу
В настоящий момент на практике применяется четыре способа сообщения с ФАС. Рассмотрим каждый из них.
Первый – через официальный сайт государственной службы. На сайте существует раздел «обращения граждан», через который любой человек сможет оформить свою жалобу.
Второй – через портал Госуслуги. Здесь принцип работы примерно такой же, как и с сайтом ФАС. Идентификация гражданина происходит исходя из введённых им персональных данных, что позволяет принять жалобу.
Третий способ – лично в руки представителю антимонопольного ведомства. Обращаться следует в региональное отделение, расположенное в вашем населённом пункте. По факту получения сотрудник проставит регистрационную отметку, передаст документ по назначению.
Четвёртый способ – посредством услуг Почты России. Если в вашем населённом пункте нет отделения ФАС, воспользоваться почтой будет самым логичным вариантом. Единственный минус – сроки доставки письма.
В течение 30 календарных дней с момента регистрации ведомство должно будет дать заявителю ответ. При чём он будет направлен тем же способом, каким и была получена сама жалоба, если в тексте документа не указано иное. Обратим внимание, что срок исчисляется именно с даты простановки регистрационной отметки, а не с момента составления официальной бумаги.
Ответственность для нарушителя
Федеральная антимонопольная служба, получившая жалобу от гражданина, сможет не только провести проверку по факту обращения, но также и обратиться к нарушителю с административным иском. Речь пойдёт об административной ответственности в соответствии со статьей 14. 3. Кодекса об административных правонарушениях. Законодатель предусмотрел довольно-таки строгие наказания за нарушения рекламного законодательства. Даже первая часть статьи грозит санкцией в виде штрафа от ста до пятисот тысяч рублей.
Необходимо учесть, что эти денежные средства пойдут в пользу государственного бюджета. Единственный способ получить деньги в карман заявителя – обратиться к нарушителям с гражданским иском в рамках уже протекающего административного производства. Гражданин может заявить, что незаконная реклама причинила ему моральный вред, в том числе и ущерб деловой репутации. Здесь всё крайне индивидуально и, если у вас нет никаких оснований для компенсации морального вреда, заявлять гражданский иск нет смысла.
Инструкция по формированию жалобы
Жалоба в практически в любой государственный орган может составляться в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков, что значительно облегчает задачу для рядового гражданина. Например, обращения в ИФНС, которые придётся оформлять по шаблонам ведомства, могут не принять, если заявитель использовал устаревшие на момент обращения бланки.
Любую официальную бумагу, основная задача которой – это обращение, следует начинать с того, от кого и к кому она направляется. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование государственного ведомства, его адрес. Здесь же указываем свои ФИО, серию и номер паспорта, адрес регистрации, адрес для направления корреспонденции и средства связи (номер телефона, электронная почта). Так представители ФАС смогут с вами связаться для прояснения каких-либо вопросов, отчитаться о проделанной работе.
Следующим шагом приступаем к формированию основного блока. Указываем, какая именно реклама стала предметом жалобы, что конкретно с ней не так. Напоминаем, что 5 статья ФЗ «О рекламе» содержит в себе перечень моментов, за нарушение которых можно пожаловаться.
Ниже по документу обращаемся к представителям ведомства, просим провести проверку по факту выявленного вами правонарушения, привлечь нарушителей к административной ответственности, уведомить вас о результатах проделанной работы. Подписываем жалобу, отправляем её в ФАС любым удобным для вас способом. Ответ будет получен в течение 30 календарных дней вне зависимости от того, найдутся ли в указанной вами рекламе правонарушения или же нет.
Примерный образец