Акт на оприходование земельных угодий – это официальная бумага, составляемая в рамках гражданско-правовой сделки по отчуждению/приобретению участков земли. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт является учётным бухгалтерским документом, позволяющим поставить землю на баланс организации. Он не является самостоятельным документом, а выступает в качестве составного элемента пакета бумаг, сопровождающего сделку между контрагентами. Речь может идти о договоре аренды, купли-продажи и так далее. На момент подписания акта ответственные за процедуру лица уже должны обладать полной картиной, отражающей особенности участка, а именно:

  • урожайность;
  • содержание гумуса;
  • площадь;
  • пригодность для целей принимающей организации.

Процедура

Для составления акта и оприходования земельных угодий руководителем принимающей организации формируется специальная комиссия. Директор самостоятельно подбирает кадровый состав рабочей группы, ориентируясь на квалификацию и опыт своих подчинённых. Закон не называет конкретных должностей работников, однако все они должны обладать навыками работы с официальными бумагами, познаниями в сфере сельского хозяйства, знаниями в области юриспруденции. Рекомендуется назначать агрономов, юристов, бухгалтеров.

Кто актирует процесс

Бремя по составлению акта ложится на председателя сформированной комиссии. Лицо на этот пост выбирается путём голосования из числа участников рабочей группы. Как правило, председатель занимает высокую должность в иерархии предприятия. Это может быть заместитель директора, директор лично или начальник конкретного структурного подразделения.

Следует учесть, что все члены комиссии в равной степени несут ответственность за сделанные ими выводы. В случае несоответствия фактических и изложенных на бумаге сведений ответственности перед руководителем избежать не выйдет.

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти не предъявляют особых требований к форме учётной документации предприятий. Акт на оприходование земельных угодий, как и многие другие официальные бумаги, может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных бланков. Более того, компания вправе самостоятельно разработать конкретный шаблон, закрепить его в учётной политике в целях бухгалтерского учёта и использовать на постоянной основе.

До 1 января 2013 года обязательным к применению в случае оприходования земельных угодий был разработанный и утверждённый Приказом Минсельхоза России в 2003 году бланк 401-АПК. По состоянию на сегодняшний день форма утратила силу, носит исключительно рекомендательный характер, выступает в качестве типовой. Несмотря на это, многие компании по сей день продолжают использовать бланк в силу привычки сотрудников и общего удобства в работе.

Правила работы с типовыми формами

При работе с унифицированными бланками необходимо соблюдать продиктованные законодательством (Закон «О бухучёте») и сложившиеся на практике (в том числе судебной) правила. Речь идёт о следующих моментах:

  • автографы ответственных лиц должны быть расшифрованы;
  • если столбец таблицы уже содержит в себе единицу измерения, не нужно её дублировать в клеточках;
  • обозначение реквизитов (дата, номер, место);
  • ссылки на сопровождающие документы;
  • нельзя оставлять в бланке неточности и опечатки. Если была допущена ошибка, следует аккуратно зачеркнуть неверное значение, рядом прописать нужное, сделать отметку «исправленному верить», проставить дату внесения изменений и заверить корректировки подписями всех членов комиссии.

Что касаемо заполнения формы, то здесь всё стандартно. На выбор предоставляется один из двух способов: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств и соответствующего бухгалтерского ПО. Решение принимает председатель комиссии с оглядкой на особенности документооборота в организации. По общему правилу способ написания текста при всех прочих равных не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике документ всегда излагается в печатном виде. Если всё же было принято заполнять форму от руки, должны использоваться чернила одного цвета.

Инструкция по заполнению формы 401-АПК

Форма 401-АПК состоит из двух страниц, вторая из которой выполняется на оборотной стороне. Членам комиссии придётся заполнить каждую из них.

Первым делом следует обратить внимание на реквизиты. Присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату его составления (число, месяц, год). Далее прописываем наименование принимающей компании с указанием её организационно-правовой формы, коды по классификаторам, номера отделения и бригады.

Ниже по документам в таблицу заносятся сведения о самих земельных угодьях:

  • шифры синтетического и аналитического учёта;
  • единица измерения в соответствии с ОКЕИ (гектар или квадратный метр);
  • количество;
  • вид угодий;
  • качество земель;
  • балансовая стоимость в рублях.

Следующим шагом перечисляется кадровый состав комиссии. Для каждого её участника обозначаем ФИО и должность согласно штатному расписанию. Председатель выделяется отдельно. Затем ссылаемся на распоряжение (приказ) руководителя, в соответствии с которым и была назначена комиссия (дата, номер).

В дальнейшем участникам процедуры придётся обозначить более подробные характеристики земельного участка, а именно:

  • адрес местоположения;
  • плодородность;
  • урожайность;
  • содержание гумуса.

В конце первой страницы свои автографы оставляют представители контрагентов, ответственные за проведение мероприятия.

Примерный образец

На этом процесс заполнения формы 401-АПК подходит к завершению. Осталось лишь проставить на оборотной стороне автографы всех членов комиссии и подвести итог всей процедуре.