Акт на списание многолетних насаждений – это официальная бумага, составляемая в случае необходимости избавления от не подлежащих к использованию деревьев и кустарников. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе акт на списание многолетних насаждений относится к бухгалтерской учётной документации, отражающей факты хозяйственной деятельности предприятия. Необходимость по списанию деревьев и кустарников возникает в случае окончания их плодоносного периода, сильных заморозков, стихийных бедствий или техногенных катастроф. Если объекты более не могут приносить пользу компании, их необходимо выкорчевать и в последующем списать. Строгость процедуры обуславливается тем, что растения относятся к основным средствам компании, стоят на балансе организации.

Процедура

Процедура списания всегда осуществляется коллективно в составе комиссии. Руководитель предприятия своим приказом формирует рабочую группу, состоящую из его подчинённых. Кадровый состав подбирает лично руководитель, ориентируясь на квалификацию и опыт сотрудников. Необходимо назначить лиц, разбирающихся в бухучёте и сельском хозяйстве. Это может быть агроном, бригадир или иной работник.

В акте на списание также отражаются расходы на выкорчёвку растений, доходы от реализации полученных материалов. Речь может идти о дровах, хворосте.

Кто актирует процесс

На практике бремя по составлению акта ложится на председателя сформированной комиссии. Сотрудник на этот пост выбирается посредством голосования большинством голосов. Как правило, председатель занимает высокий пост в должностной иерархии компании и однозначно умеет работать с официальными бумагами.

Оставляя свой автограф в документе, члены комиссии берут на себя ответственность за полноту и достоверность изложенных в нём сведений. Процедура довольно комплексная, производится в два этапа. По причине невнимательности можно допустить ошибки, ошибиться в расчётах и так далее. Поэтому уже составленный документ проверяет бухгалтер. Если всё в порядке, бумага отправляется на утверждение руководителю.

Форма документа

В настоящий момент органы законодательной власти не предъявляют особых требований к форме бухгалтерской учётной документации, отражающей факты хозяйственной деятельности предприятий. Акт на списание многолетних насаждений, как и другие схожие официальные бумаги, может быть написан без использования общеобязательных бланков в свободной форме. Более того, компания вправе самостоятельно разработать шаблон, утвердить его в учётной политике в целях бухгалтерского учёта и использовать на постоянной основе.

До 1 января 2013 года обязательной к применению для списания многолетних насаждений была форма 405-АПК. По состоянию на сегодняшний день бланк утратил свою силу и выступает исключительно в качестве типовой рекомендованной формы. Тем не менее, предприятия продолжают его использовать в силу удобства в работе и привычки своих сотрудников.

Правила работы с типовыми бланками

Существуют определённые правила работы с унифицированными формами, продиктованные действующим законодательством и сложившиеся в ходе многолетней практики. Речь идёт о следующих моментах:

  • автографы ответственных лиц подлежат расшифровке;
  • если столбец таблицы в бланке уже содержит в своём заголовке единицу измерения, не нужно её дублировать в ячейках;
  • заполнению подлежит каждое поле формы, если прямо не указано иное;
  • нельзя оставлять в бланке опечатки и неточности. В случае допущения ошибки следует аккуратно зачеркнуть неверное положение, рядом прописать корректное, сделать отметку «исправленному верить», проставить дату внесения изменений и заверить правки подписями всех членов комиссии.

Объясняем, как правильно заполнить форму 405-АПК

Форма 405-АПК состоит из двух страниц, вторая из которых распечатывается на оборотной стороне. Для удобства взаимодействия с бланком условно разделим его на четыре блока: реквизиты, данные о составе комиссии, информация по насаждениям и подписи участников процедуры. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом разберёмся с реквизитами. Присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) его составления. Здесь же прописываем наименование предприятия со ссылкой на его организационно-правовую форму, код по ОКПО, номер участка и бригады.

Ниже по документу перечисляем кадровый состав комиссии, указывая для каждого её члена ФИО и должность согласно штатному расписанию. В этом же блоке оставляем ссылку на распоряжение директора, в соответствии с которым инициирована процедура.

Следующим шагом членам комиссии предстоит заполнить таблицу, содержащую информацию по насаждениям. Здесь прописываются следующие положения:

  • инвентарный номер и сорт насаждений;
  • год посадки и год перевода в эксплуатацию;
  • количество деревьев;
  • шифры синтетического и аналитического учёта;
  • первоначальная стоимость и сумма износа.

В завершение первой страницы все члены комиссии расписываются за полноту и достоверность указанных данных.

Переходим ко второй странице формы. Здесь необходимо обозначить сведения относительно раскорчёвки насаждений. Повторно прописываем наименование сорта, площадь высадки. Далее придётся заполнить таблицу с информацией относительно затрат/поступлений от раскорчёвки. В этом блоке оставляются ссылки на сопутствующую документацию, подтверждающую движение денежных средств по соответствующим основаниям.

Под таблицей указывается итоговая сумма поступлений. Как только все сведения будут обозначены, акт должен заверить своим автографом главный бухгалтер предприятия. После этого документ отправляется на утверждение директору, о чём делается соответствующая отметка в шапке бланка.