Акт приёма-передачи автомобиля – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала транспортное средство, а вторая в свою очередь его приняла, выплатив соответствующую денежную сумму контрагенту. Процедура всегда должна сопровождаться документально.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе акт приёма-передачи автомобиля не является самостоятельным документом, а выступает лишь приложением к заключённому между контрагентами соглашению. Процедура может осуществляться в рамках договора дарения, купли-продажи, аренды и других видов сделок. Цель составления настоящего акта – заверить фактическую передачу автомобиля, его приёмку, а также совершение оплаты.

Как правило, физические лица зачастую пренебрегают составлением акта, ограничиваясь лишь подписанием договора. Такой подход с точки зрения юриспруденции не обеспечивает сторонам максимальной защиты. Настоящая официальная бумага позволяет расставить все точки над «i». Если договор содержит сведения лишь о самом транспортном средстве, то акт более подробно регламентирует процедуру.

Стороны

Сторонами в документе могут выступать любые лица, способные заключать гражданско-правовые договоры. Это могут быть юридические или физические лица, в том числе не связанные с предпринимательской деятельностью. Для организации придётся указывать её реквизиты, а для гражданина – паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан).

Процедура

Процедуру передачи принято сопровождать осмотром транспортного средства. Речь идёт как о внешнем, так и о техническом осмотре. Допускается привлечь к этому мероприятию третью сторону. Приглашённый эксперт, действуя в рамках заключённого с ним договора, сможет выдать объективное и независимое заключение о техническом состоянии автомобиля, а также определить его примерную рыночную стоимость. Если контрагентов устраивает текущее состояние ТС, они оставляют свои автографы в акте.

Следует отметить, что, подписывая настоящую официальную бумагу, стороны отказываются от взаимных претензий. Любое дальнейшее разбирательство может происходить исключительно в судебном порядке.

На что обратить внимание

Необходимо учесть, что вместе с автомобилем могут передаваться следующие за ним предметы. Речь идёт о технической документации, запасном комплекте резины, инструменте. Приём-передача всех этих объектов также фиксируется официально в акте. Контрагенты должны сверить комплектность, подлинность документов.

Кто составляет официальную бумагу

Действующее законодательство не содержит указания на конкретную сторону договора, в обязанности которой войдёт составление акта приёма-передачи. На практике это бремя всегда ложится на передающую сторону, хотя принимающая заинтересована в подписании официальной бумаги ничуть не меньше. Этот момент контрагенты вольны решить в индивидуальном порядке.

Что отразить в акте

Сложившаяся на сегодняшний день практика (в том числе судебная) выработала вполне конкретный перечень положений, который должен быть отражён в акте приёма-передачи автомобиля. В него включают:

  • информация о транспортном средстве (VIN, номер двигателя, государственный регистрационный номер);
  • техническое состояние автомобиля;
  • комплектность передаваемых объектов (документы, резина, инструмент);
  • факт передачи и приёмки ТС;
  • факт совершения оплаты (в наличной или безналичной форме);
  • отказ от взаимных претензий в будущем.

Форма документа

В настоящий момент большинство официальных бумаг, подписываемых контрагентами в рамках заключённого между ними соглашения, может составляться в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи автомобиля не является исключением.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к его содержанию, а именно:

  • обозначение реквизитов;
  • соблюдение делового стиля языка;
  • выполнение в виде чёткой структуры (реквизиты, основная часть и подписи);
  • автографы представителей контрагентов должны быть расшифрованы.

Исполнить официальную бумагу рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4. Написать текст можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и машинописным при помощи компьютерных средств. Это решение должны принять контрагенты по обоюдному согласию. По общему правилу выбор варианта изложения содержания не сможет отразиться на итоговой юридической силе акта при условии подписания представителями контрагентов.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Для удобства работы с документом можно условно разделить его на 4 составные части: реквизиты, сведения о представителях контрагентов, предмет соглашения и автографы участников процедуры. Следует уделить должное внимание каждой из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. Присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления, ссылаемся на заключённый между сторонами договор.

Ниже по документу обозначаем сведения о представителях сторон. Если речь идёт о юридическом лице, полномочия лица должны быть подтверждены соответствующим документом (уставом общества или оформленной от имени руководителя доверенностью). Для физического лица будет достаточно паспортных данных. Отметим, что указывать ИНН, ОГРН и юридический адрес необязательно, так как эти сведения уже нашли своё отражение в договоре.

Следующий шаг – предмет соглашения. Стороны утверждают важные для них положения, а именно:

  • непосредственно факт приёма-передачи;
  • факт оплаты;
  • комплектность;
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество составленный экземпляров.

Следует отметить, что акт всегда составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон соглашения. Копии обладают равной юридической силой.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Осталось лишь заверить его автографами участников процедуры.