Акт об отказе давать объяснения нарушения трудовых обязанностей – это официальная бумага, подтверждающая факт отказа сотрудника от мотивации свои действий (бездействия). Процедура всегда должна сопровождаться соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности сотрудника могут быть прописаны в трудовом договоре, дополнительном соглашении или должностной инструкции для конкретной должности. Работник, подписывая документ, берёт на себя обязательство их исполнять. В случае отказа от выполнения последует санкция от работодателя в виде применения дисциплинарного взыскания. Конкретный вид наказания зависит от степени тяжести нарушения.

Дисциплинарное взыскание

Статья 192 действующей редакции Трудового кодекса содержит всего три вида дисциплинарных взысканий, которые работодатель может применять в отношении своих подчинённых. К ним относят замечание, выговор и увольнение. Санкции расставлены по степени их тяжести. За более тяжкий проступок последует более суровое наказание. Отметим, что по закону руководитель фирмы не может применять иные санкции, прямо не указанные в кодексе. На практике можно встретить лишение части заработной платы, ограничение времени отдыха и так далее. Все эти меры строго незаконны.

Статья 81 Закона о труде наделяет работодателя правом разрыва трудовых правоотношений со своим подчинённым в случае однократного грубого нарушения трудовых обязанностей. Степень тяжести определяет руководитель. Если нарушитель не считает свой поступок грубым, он может обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Утверждение факта

Администрация предприятия должна сначала утвердить факт, что работник нарушает свои трудовые обязанности. Для этого ответственный сотрудник формирует комиссию из трёх человек и документально отражает факт нарушения. Необходимо учесть, что обязанность обязательно должна быть где-то зафиксирована. В противном случае работодатель не имеет права применять санкции. Это касается различных поручений личного характера от руководителя. Работник должен делать только то, что прописано в его трудовом договоре или иной официальной бумаге.

Процедура

По общему правилу при любом нарушении локальных нормативных актов работодателя работнику предлагают дать объяснения своему поступку. Возможно, повод окажется весомым, и директор откажется от применения санкции. Если сотрудник отказывается, составляется отдельный документ – акт об отказе давать объяснения нарушения трудовых обязанностей. Следует отметить, что отказ всегда выражается активным действием, обозначением своей позиции. Отсутствие лица на рабочем месте не может быть расценено как отказ.

Факт отказа также фиксируется в составе комиссии, состоящей из ответственного лица и двух свидетелей. В теории должности свидетелей на предприятии не играют никакой роли, однако на практике лучше подзывать на помощь лиц, представляющих другое структурное подразделение или лично не знакомых с нарушителем. Так заключение будет максимально объективным и независимым.

Что отражается в акте

Сложившаяся на сегодняшний день практика выработала вполне конкретный перечень моментов, который должен быть отражён в настоящем акте. Речь идёт о следующих положениях:

  • обозначение ФИО и должностей всех участников процедуры (ответственного лица, свидетелей и нарушителя);
  • ссылка на пункт трудового договора, который был нарушен (если известно на момент составления);
  • наличие автографов всех участников процедуры;
  • точное время составления акта (в отдельных случаях может иметь решающее значение);
  • причины отказа от дачи объяснений (если известны);
  • предложения членов комиссии по поводу применения к нарушителю санкций.

Форма документа

В настоящий момент любая официальная бумага, составляемая в рамках регулирования трудовых правоотношений, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт об отказе давать объяснения нарушения трудовых обязанностей не является исключением.

Отметим, что свободная форма документа в свою очередь также выдвигает определённые требования к его содержанию, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • соблюдение чёткой структуры (реквизиты, предмет и подписи);
  • обозначение реквизитов (дата, время, место, номер);
  • расшифровка автографов.

Написать акт рекомендуется на фирменном бланке организации-работодателя или на чистом листе бумаги формата А4. Исполнить текст допускается одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Этот выбор должен сделать ответственный сотрудник, зафиксировавший нарушение. Необходимо учесть, что способ написания содержания ни коим образом не сможет повлиять на итоговую юридическую силу официальной бумаги. На практике процедура имеет экстренный характер и ни о какой печатной форме речи не идёт.

Инструкция по составлению акта

Первым делом разберёмся с реквизитами. Присваиваем акту уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления. Далее прописываем полное наименование организации-работодателя со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ООО), время составления официальной бумаги.

Ниже по документу указываем ФИО и должности ответственного лица и привлечённых к процедуре свидетелей. Следующим шагом подробно описываем случившийся инцидент, обозначая, в чём именно заключается нарушение трудовых обязанностей. Не забываем также оставить ФИО и должность нарушителя, мотивировать его поведение (если это возможно). В качестве заключения предлагаем руководителю применить к своему подчинённому дисциплинарное взыскание.

Примерный образец

На этом процесс составления документа подходит к завершению. Остаётся лишь заверить его автографами всех участников процедуры, за исключением нарушителя.