Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 1 декабря 2015 г. N 2806р

ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ПАССАЖИРСКОЙ
И ПАССАЖИРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ ОАО "РЖД"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Типовой технологический процесс работы пассажирской и пассажирской технической станции ОАО "РЖД" (далее - Типовой технологический процесс) распространяется на подразделения железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД", обеспечивающие эксплуатационную работу железнодорожной станции, и на другие организации железнодорожного транспорта в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между ОАО "РЖД" и данными обществами и другими организациями железнодорожного транспорта.

Типовой технологический процесс регламентирует требования к содержанию, разработке, согласованию, утверждению, выверке и изменению Технологических процессов работы пассажирских и пассажирских технических железнодорожных станций (далее - Технологических процессов).

2. Типовой технологический процесс служит основой для создания шаблонов и классификаторов "Комплексной автоматизированной системы ведения технологических процессов работы железнодорожных станций (АС ВТП)" применительно к Технологическим процессам пассажирских и пассажирских технических железнодорожных станций. После внедрения АС ВТП разработка Технологических процессов осуществляется в соответствии с требованиями шаблонов и классификаторов АС ВТП. До внедрения АС ВТП ведение Технологических процессов должно осуществляться в соответствии с Типовым технологическим процессом непосредственно.

3. Технологические процессы всех пассажирских и пассажирских технических железнодорожных станций ОАО "РЖД" (далее - станций) должны соответствовать содержанию Типового технологического процесса в основной части документа и перечня обязательных приложений (Приложения N 1 - 7), в том числе - порядку размещения разделов и приложений. Раздел "Общие положения" регламентирует порядок разработки и ведения других разделов и приложений и в Технологические процессы не включается.

Технологические процессы в соответствии с требованиями Типового технологического процесса должны регламентировать все выполняемые конкретной станцией технологические операции независимо от их частоты и объемов.

При отсутствии на станции операций, соответствующих какому-либо разделу (подразделу, пункту) Типового технологического процесса, наименование раздела (подраздела, пункта) включается в содержание Технологического процесса с указанием отсутствия данных работ согласно пояснениям Типового технологического процесса по вариантному заполнению разделов (подразделов, пунктов) Технологического процесса.

В случае выполнения станцией каких-либо операций, не соответствующих содержанию основной части и приложений Типового технологического процесса, технология выполнения таких работ включается в Технологический процесс станции в качестве дополнительного приложения, размещаемого после обязательных приложений.

На железнодорожной станции ОАО "РЖД" не допускается одновременное действие более одного Технологического процесса.

4. Все другие руководящие документы, регламентирующие в комплексе с Технологическим процессом вопросы организации работы станции, должны быть представлены в перечне раздела 9 "Руководящие документы". В содержании основной части и всех приложений Технологического процесса во всех необходимых случаях приводятся ссылки на порядковые номера (по тексту документа указываются в квадратных скобках) соответствующих документов раздела 9 "Руководящие документы". В рамках Технологического процесса не допускается дублирование положений других руководящих документов, а также других пунктов и приложений Технологического процесса.

Представленные в Типовом технологическом процессе ссылки на руководящие документы раздела 9 в рамках Технологического процесса должны корректироваться применительно к условиям работы конкретной станции.

5. Технологический процесс вне зависимости от порядка оплаты выполняемых работ (услуг) по перевозкам пассажиров и грузов должен охватывать все технологические операции, выполняемые:

- с участием работников станции;

- работниками других структурных подразделений ОАО "РЖД" и организаций, выполнение которых оказывает непосредственное влияние на выполнение функциональных обязанностей работниками станции.

6. Разработка Технологических процессов новых пассажирских и пассажирских технических станций или станций, требующих существенных изменений в технологии работы (в связи с реконструкцией, изменением объемов и/или структуры пассажиропотока), осуществляется в следующей последовательности:

- формирование вариантов и выбор наиболее рационального (нормативного) варианта технологии работы станции посредством построения и анализа показателей вариантов плана-графика работы станции. В том числе, при анализе сформированных вариантов, выполняются расчеты оптимального количества маневровых локомотивов в соответствии с положениями Приложения N 4 Типового технологического процесса;

- формирование основной текстовой части и других приложений к Технологическому процессу на основе данных, соответствующих выбранному варианту технологии работы станции (нормативного плана-графика).

7. Перечень представляемых в Технологическом процессе графиков обработки составов поездов и групп вагонов должен охватывать все существующие варианты последовательностей и параметров (нормы времени, исполнители) операций, осуществляющихся на станции от момента прибытия (в том числе с примыкающих путей необщего пользования <*> и путей, находящихся в ведении другого структурного подразделения) до момента отправления (подачи на пути необщего пользования <*> или пути, находящиеся в ведении другого структурного подразделения). В обоснованных случаях по отдельным операциям графиков в соответствующих пунктах или примечаниях к графикам Технологического процесса даются более детализированные текстовые пояснения (например, "техническое обслуживание с пролазкой" или "техническое обслуживание без пролазки").

В рамках представляемых в Технологическом процессе графиков обработки составов и отдельных групп вагонов должны быть отображены все операции, выполняемые работниками станции на станционных железнодорожных путях общего пользования, примыкающих железнодорожных путях необщего пользования <*> и путях, находящихся в ведении других структурных подразделений.

--------------------------------

<*> Применительно к пассажирским и пассажирским техническим станциям, имеющим работу с грузовыми вагонами и/или примыкание железнодорожных путей необщего пользования.

Порядок перечисления должностей (профессий) работников в графе "Исполнитель" графиков обработки составов поездов и отдельных групп вагонов должен соответствовать порядку их участия и/или подчинения при выполнении соответствующей операции. В необходимых случаях для однозначной трактовки принадлежности исполнителя операции к конкретному структурному подразделению ОАО "РЖД" или другой организации в графе "Исполнитель" графиков обработки составов поездов и отдельных групп вагонов указывается сокращенное наименование соответствующего подразделения (организации).

Все графики обработки транзитных поездов должны начинаться с операции "Прибытие" (или с других подготовительных операций, выполняемых до прибытия поезда и непосредственно связанных с обработкой соответствующего поезда) и заканчиваться операцией "Отправление".

В необходимых случаях на представляемых графиках обработки поездов могут быть указаны номера (интервалы номеров) поездов и/или длины обрабатываемых составов по прибытию и/или отправлению.

Все операции графиков обработки поездов и составов с грузовыми вагонами группируются по элементам простоев (см. графики обработки поездов раздела 4 Типового технологического процесса) в соответствии с требованиями раздела "12. Методика расчета норм времени нахождения грузовых вагонов на станции". Каждая такая группа операций должна начинаться с операции, по началу выполнения которой вагоны переходят в соответствующий элемент простоя. Операции, выполняемые до момента прибытия и после момента отправления поезда, выделяются на графиках в отдельные группы "до прибытия" и "после отправления" соответственно. <*>

Указываемые на графиках обработки поездов и групп вагонов нормы времени выполнения технологических операций, связанных с движением, должны соответствовать поездам и группам вагонов нормативной составности и наиболее часто используемым маршрутам. При существенных отличиях норм времени выполнения операций по различным составам/группам вагонов (например, при выделении дифференцированных норм) и/или по различным станционным маршрутам должны представляться отдельные графики или примечанием к одному графику должен указываться интервал или перечень норм времени выполнения соответствующей операции с необходимыми пояснениями (максимальная длина состава/группы вагонов, полезная длина пути прибытия/формирования/отправления и др.).

Графики обработки составов поездов, отдельных групп вагонов в Типовом технологическом процессе приводятся в качестве примера исключительно в целях установления требований к форме их представления. Перечень графиков, состав, последовательность, исполнители и нормы времени выполнения технологических операций на графиках обработки поездов и групп вагонов (в том числе количество графиков) в Технологических процессах конкретных станций формируются индивидуально в соответствии с местными условиями, существующими техническими и программно-информационными средствами, структурой и объемами работы, принятыми технологическими особенностями и требованиями действующих руководящих документов.

8. Все нормы времени, регламентируемые Технологическим процессом, должны быть округлены до целых минут в большую сторону.

9. Основная часть и приложения к Технологическому процессу должны быть сформированы на листах формата А4 в ориентации, использованной в Типовом технологическом процессе. Формат и расположение отдельных листов приложений к Технологическому процессу (схема путевого развития станции "в рыбках", схема управления работой станции, нормативный план-график работы станции) не регламентируются.

Все графики (обработки поездов и групп вагонов, план-график работы станции), схемы и рисунки Технологического процесса должны размещаться на отдельных (отдельно от основной текстовой части) листах (не более одного изображения на одной странице). Объемные графики, схемы и рисунки в целях обеспечения их читабельности допускается делить на части с размещением на двух и более отдельных листах.

Каждое из приложений к Технологическому процессу должно иметь отдельную нумерацию страниц. В содержание (оглавление) основной части Технологического процесса по приложениям включается только раздел "11. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ". Каждое отдельное приложение в содержании основной части Технологического процесса не указывается.

Все требования по форме представления основной текстовой части и приложений Технологического процесса, актов изменений и отметок о выверке должны соответствовать действующим требованиям к оформлению ТРА, реализованным в рамках АС ТРА.

10. Основная часть и каждое из приложений к Технологическому процессу проходят процессы согласования, утверждения, изменения и выверки отдельно. Перечень должностных лиц, утверждающих и согласующих каждое из приложений к Технологическому процессу, определяется должностным лицом, утверждающим основную часть Технологического процесса. Должностное лицо, утверждающее основную часть Технологического процесса, установлено [97] (пункт 5.4).

11. Основная часть Технологического процесса станции согласовывается:

- начальником ДЦС (при отсутствии ДЦС - ДГИ);

- начальниками дистанций пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения;

- начальниками эксплуатационных депо: локомотивного и вагонного (и/или пассажирского вагонного) депо, вагонного участка (ПТО, ПФ);

- начальником механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (в случае ее работы на станции);

- начальниками или заместителями начальников дирекций по управлению терминально-складским комплексом (в случае работы их подразделений на станции), тяги и инфраструктуры;

- начальником или заместителем начальника ИВЦ - структурного подразделения ГВЦ (или по их решению - начальником или заместителем начальника нижестоящего подразделения соответствующего ИВЦ) с привлечением представителей соответствующего ЦТС (при необходимости);

- начальником или заместителем начальника службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре;

- начальником или заместителем начальника дирекции моторвагонного подвижного состава и скоростного сообщения (при обработке соответствующих поездов на станции);

- начальником железнодорожного вокзала в части: организации обслуживания пассажиров; совместного проведения весенних, осенних и ежемесячных комиссионных осмотров станции, касающихся состояния пассажирских платформ; очистки платформ и путей от снега и мусора;

- начальником или заместителем начальника филиала АО "ФПК" (при обработке соответствующих поездов на станции).

Основные части Технологических процессов всех станций, на которых осуществляются операции по взаимодействию с грузоотправителями и грузополучателями в части грузовой и коммерческой работы, согласовываются начальниками соответствующих ЛАФТО.

Требования охраны труда в Технологическом процессе согласовывают со специалистом охраны труда структурного подразделения и дополнительно в ДЦС (при его наличии) и Д - начальником отдела (сектора), в чьем функциональном подчинении находятся специалисты по охране труда.

В соответствии с [69] основные части и Приложения N 3 "Нормативный план-график работы станции" Технологических процессов станций формирования и оборота пассажирских поездов, а также осуществляющих прицепку и/или отцепку пассажирских вагонов от транзитных пассажирских поездов согласовываются с начальниками пассажирского вагонного депо (вагонных участков), начальниками или заместителями начальников филиалов АО "ФПК" (при их наличии на соответствующей железной дороге) и Л (с привлечением аутсорсинговых компаний, участвующих в подготовке железнодорожного подвижного состава).

Перечень согласовывающих структурных подразделений и организаций может быть расширен по решению должностного лица, утверждающего основную часть Технологического процесса.

12. Изменения в Технологический процесс вносятся при изменении технологии работы станции в рамках требований Типового технологического процесса. Решение о начале работ по согласованию изменений в Технологический процесс принимает ДС или вышестоящие руководители Д.

Изменение Технологических процессов пассажирских и пассажирских технических станций осуществляется в следующей последовательности:

- анализ структуры вагонопотоков, недостатков и барьерных мест в работе станции за прошедший период;

- выработка технологических решений, позволяющих обеспечить целевые параметры эксплуатационной работы;

- технико-экономическое обоснование принятых решений;

- формирование основной текстовой части и приложений к Технологическому процессу.

После утверждения новых графика движения и плана формирования поездов и до ввода их в действие в Технологический процесс должны быть внесены все необходимые изменения (в т.ч. переработка нормативного плана-графика работы станции в рамках Приложения N 3 к Технологическому процессу).

Изменения по требованиям актов различных проверок допускается вносить только при определении факта несоответствия содержания Технологического процесса конкретным пунктам ПТЭ, ТРА, Типового технологического процесса и других действующих руководящих документов.

Изменения Технологического процесса осуществляются посредством оформления актов изменений. Согласование и утверждение актов изменений осуществляется аналогично согласованию и утверждению основной части и приложений Технологического процесса должностными лицами, причастными к вносимым изменениям. В случаях разногласий решение о причастности согласующего должностного лица к вносимым изменениям принимает должностное лицо, утверждающее основную часть Технологического процесса.

Переработка с переутверждением основной части и/или приложений Технологического процесса осуществляется после переработки с переутверждением Типового технологического процесса или в случае существенных изменений технологии работы станции по согласованию с главным инженером или заместителем главного инженера ЦД. Изменения кадрового состава руководителей, согласовывающих и утверждающих Технологический процесс, не являются основанием для его переработки и переутверждения.

13. Сроки рассмотрения проектов разработанных и измененных Технологических процессов (включая приложения) не должны превышать 5 рабочих дней с момента официального направления документов на согласование (утверждение). По истечении указанного периода в адрес начальника железнодорожной станции должны быть официально направлены согласованные (утвержденные) проекты документов или полный перечень конкретных и обоснованных замечаний, после устранения которых Технологический процесс может быть повторно рассмотрен и согласован (утвержден).

14. Полная выверка содержания (проверка актуальности положений) Технологического процесса (включая все приложения) в электронном и бумажном видах, копий и выписок из Технологического процесса производится ДС ежегодно по его состоянию на дату ввода в действие графика движения поездов. Все операции по выверке основной части и приложений Технологического процесса должны быть закончены не позднее даты ввода в действие графика движения поездов.

В процессе выверки должно быть проверено соответствие основной части и приложений Технологического процесса ТРА и другим действующим руководящим документам, фактической технологии работы станции.

В бумажных экземплярах Технологического процесса, копиях и выписках на рабочих местах станции и других подразделений делается отметка о выверке, заверенная подписью начальника соответствующего подразделения. Конкретный порядок выверки копий Технологического процесса в других подразделениях устанавливается должностным лицом, согласующим Технологический процесс со стороны соответствующего подразделения.

15. Первый экземпляр основной части и всех приложений Технологического процесса (включая их акты изменений) в бумажном виде хранится у ДС. Заверенные ДС выписки из Технологического процесса должны находиться на рабочих местах станции.

Второй экземпляр основной части и всех приложений Технологического процесса (включая их акты изменений) хранится в отделе ДЦС, в ведении которого находится работа по разработке Технологического процесса.

16. Утвержденные основная часть, приложения и акты изменений Технологического процесса вступают в действие:

- до внедрения АС ВТП: через 14 календарных суток с даты утверждения соответствующего документа, при этом ДС обеспечивает своевременное получение причастными структурными подразделениями и организациями соответствующих письменных уведомлений за своей подписью;

- после внедрения АС ВТП: через 14 календарных суток с даты утверждения соответствующего документа. Программные средства АС ВТП обеспечивают автоматический перевод соответствующей версии документа в категорию "действующий" с 00 часов 00 минут начала 15-х календарных суток с даты утверждения версии документа и своевременную автоматическую рассылку соответствующих уведомлений на заблаговременно предоставленный структурными подразделениями и организациями перечень адресов электронной почты (после ввода в АС ВТП даты утверждения версии документа). Своевременный контроль получения электронных уведомлений и актуализацию адресов электронной почты в АС ВТП обеспечивают руководители причастных структурных подразделений и организаций.

При этом руководитель структурного подразделения своевременно формирует приказ (распоряжение) о вводе в действие соответствующей технологической документации, в котором отражается период на ознакомление и, при необходимости, техническую учебу (в первую очередь - работников, вступающих в ближайшие смены). Указывается дата начала (новой) и отмены (старой - при наличии) действия соответствующих редакций технологической документации.

17. В каждом причастном структурном подразделении должна вестись специальная книга или лист ознакомления работников с Технологическим процессом "Книга ознакомления с Технологическим процессом работы станции ________ (указывается наименование) и приложениями к нему" (оформляется в произвольной форме) (далее - книга). В книгу своевременно вносятся:

- данные по документу, с которым произведено ознакомление;

- должность (профессия), наименование структурного подразделения, ФИО, дата ознакомления и подпись ознакомленного работника.

Ведение книги (или листа) ознакомления с Технологическим процессом обязательно на причастных структурных подразделениях ОАО "РЖД", участвовавших в согласовании Технологического процесса. По решению должностного лица, утверждающего основную часть Технологического процесса, соответствующий перечень подразделений может быть расширен.

При вступлении основной части и/или приложений Типового технологического процесса в действие своевременное ознакомление работников (в первую очередь - вступающих в ближайшие рабочие смены) обеспечивают руководители структурных подразделений после получения соответствующих уведомлений. ДС обеспечивает своевременное ознакомление работников станции без получения уведомления.