IV. Основные этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами

IV. Основные этапы организации статистического наблюдения
за потребительскими ценами

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:

отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение за потребительскими ценами на товары и услуги;

отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;

отбор товаров (услуг)-представителей;

отбор товаров с конкретными потребительскими свойствами;

регистрация цен и тарифов;

формирование системы весов для расчета средних цен и индексов потребительских цен на товары и услуги;

расчет индексов потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг, а также сводного ИПЦ на все товары и услуги;

расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой осуществляется определение величины прожиточного минимума;

расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;

проверка достоверности информации об уровнях потребительских цен.

Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:

данных о потребительских ценах на товары и услуги, зарегистрированных в каждом отчетном периоде;

данных о фактических потребительских расходах домашних хозяйств за два смещенных года, которые являются основным источником информации для формирования весов при расчете ИПЦ.