4.4. Порядок регистрации цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг

4.4. Порядок регистрации цен и тарифов на отдельные виды
товаров и услуг

Сбор ценовой информации, используемой для расчета индекса потребительских цен на товары и услуги, осуществляется специалистами территориальных органов государственной статистики на основе метода регистрации, проводимой по отобранному перечню товаров (услуг)-представителей в рамках выборочной совокупности базовых объектов и городов.

Регистрация цен и тарифов осуществляется:

ежемесячно - по полному перечню товаров (услуг)-представителей, принятому для расчета индекса потребительских цен, с 21 по 25 число отчетного месяца. На товары и услуги, цены (тарифы) которых не подвержены резким изменениям, регистрация может быть проведена на один-два дня ранее установленного времени;

еженедельно (по понедельникам) - по ограниченному кругу товаров (услуг)-представителей, определенному соответствующими нормативными актами.

Регистрируемая в оперативном режиме (еженедельно) ценовая информация на товары (услуги)-представители, увязывается с ежемесячной регистрацией и должна проводиться на тех же объектах наблюдения.

Если сроки обеих регистраций совпадают, то информация по отдельным организациям торговли и сферы услуг, полученная в ходе еженедельной регистрации, может быть включена в массив информации, собираемой в ежемесячном режиме.

Регистрации подлежит фактическая цена (тариф) товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке и оплачиваемого наличными деньгами или посредством платежных карт.

Не подлежат регистрации цены на товары и услуги, реализуемые или предоставляемые на льготных условиях отдельным категориям граждан.

В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары.

Цены на товары и услуги указываются в валюте Российской Федерации.

Ценовая информация может собираться различными способами:

а) сбор ценовой информации проводится специалистами территориальных органов государственной статистики, в основном, непосредственно в местах реализации товара (услуги) во время личного посещения.

Фиксируются цены, указанные на ценнике (ярлыке). При необходимости проводятся консультации с компетентными работниками базовых объектов.

Регистрация цен на товары-представители на розничных рынках, включая вещевые, осуществляется путем фиксирования их с ценников или по опросу продавцов.

б) при регистрации цен и тарифов могут быть использованы данные, полученные в результате запроса в сети Интернет. В частности, могут быть зарегистрированы данные о тарифах на жилищно-коммунальные услуги, данные о стоимости билетов на пассажирские перевозки на железнодорожном и авиационном транспорте, цены конкретных товаров из каталогов организаций розничной торговли и т.п.

При регистрации тарифов на услуги транспорта на сайтах компаний, цен на товары в Интернет-магазинах для обеспечения сопоставимости фиксируются тарифы без стоимости доставки. В течение года соотношение между количеством ценовых котировок, регистрируемых при посещении организаций торговли и сферы услуг и в сети Интернет остается постоянным.

в) некоторые виды услуг, условия предоставления которых являются стандартными, и на которые уровень цен (тарифов) фиксируется на определенный период времени (например, тарифы на жилищно-коммунальные услуги) ценовая информация может быть получена по телефону.

Ценовая информация, полученная по телефону, должна проверяться непосредственно во время посещения организаций, оказывающих услуги, не реже одного раза в шесть месяцев.

При сборе ценовой информации для расчета ИПЦ должна быть обеспечена возможность определения "чистого" изменения цен и исключено влияние на него различных структурных сдвигов, т.е. выполнено условие сопоставимости ценовых данных в отчетном и предыдущем периодах. Для обеспечения сопоставимости цен должен выполняться ряд требований:

соблюдение непрерывности наблюдения за ценами на товары (услуги)-представители в базовых городах в течение, как минимум, отчетного года;

ежемесячная регистрация цен (тарифов) на товары (услуги) должна осуществляться в одни и те же дни месяца, с условием, чтобы интервал в регистрации цен составлял месяц;

обеспечение регистрации цен на товар (услугу) за установленную единицу наблюдения.

Зарегистрированная цена товара в его фактической расфасовке пересчитывается на цену данного товара, соответствующую установленной единице измерения.

По товарным позициям, по которым наблюдается цена за набор предметов (например, комплект постельного белья), в случае, если в продаже присутствуют только отдельные предметы, предусмотренные в составе набора, цена его определяется как сумма цен отдельных предметов.

В ходе сбора ценовой информации должно быть обеспечено постоянное количество ценовых котировок на товар (услугу)-представитель, учитываемых в ИПЦ, на протяжении всего отчетного года.

Для товаров и услуг, на которые устанавливаются специальные цены (скидки), регистрация цен имеет определенные особенности.

Для учета в ИПЦ регистрации подлежат специальные цены на товары (услуги), имеющие временный характер или действующие в отдельных организациях торговли (сферы услуг) в случае выполнения следующих условий:

сниженные цены доступны для всех категорий покупателей;

информация о скидках доступна покупателям при совершении покупки;

товары (услуги) пользуются спросом;

скидки действуют в течение определенного времени (не менее недели). При этом необходимо учитывать, что после окончания периода действия скидок соответственно будет зафиксировано повышение цен.

Не подлежат регистрации специальные цены в том случае, если:

скидки установлены в связи с окончанием срока реализации товара или на товары ненадлежащего качества (поврежденные, загрязненные, имеющие производственный дефект), а также на товарные остатки (последняя пара обуви и т.п.);

скидки носят избирательный характер и предоставляются только отдельным категориям покупателей (пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т.п.), а также в определенных организациях торговли (сферы услуг) при наличии карточки постоянного покупателя;

кратковременные скидки, действующие менее недели (цены выходного дня, акции при открытии магазина, праздничные акции);

скидки, применяемые только при покупке определенного количества товаров (при покупке двух одинаковых товаров и т.п.);

цены снижены на все товары в связи с ликвидацией организации;

цены установлены на товары, реализуемые в магазинах распродаж, где периодически производится переоценка с дальнейшим их снижением.

Регистрация цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг, оказанных населению, осуществляется с использованием формы федерального статистического наблюдения N 1-потребительские цены "Бланк регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги", а также мобильных устройств сбора данных о ценах и тарифах.

Процедура регистрации цен за отчетный период в базовой организации включает:

поиск и нахождение товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в соответствии с его детализированными характеристиками;

проверку неизменности детализированных характеристик товара с заданными параметрами;

сравнение и изучение возможных отклонений фактической характеристики товара от заданных параметров;

фиксацию цены на товар-представитель в случае его идентичности с товаром, на который была зарегистрирована цена в базисном периоде, или фиксацию цены на другой товар с аналогичными потребительскими свойствами, в случае незначительного отклонения его характеристики, не влияющего на качество товара-представителя;

подбор другого товара из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия наблюдаемого товара с конкретными потребительскими свойствами;

проведение консультации с продавцом с целью определения представительности нового товара и спроса на него;

внесение информации о новом товаре и его подробных характеристиках в случае отсутствия товара, отобранного для наблюдения, в форму федерального статистического наблюдения или мобильное устройство;

регистрация цены на вновь отобранный товар за отчетный месяц и уточнение цены на него за предыдущий месяц.

Для идентификации товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, отобранного для наблюдения, специалист, осуществляющий наблюдение за ценами, должен дать его подробное описание, содержащее четкую и ясную характеристику.

В описании товара, например, следует указывать его название, страну-изготовитель, наименование торговой марки или фирмы-изготовителя, артикул, номер или наименование модели, состав сырья, расфасовку (вес), сорт, размер, вид упаковки, определенное качество (например, процент жирности) и другие характеристики и признаки, позволяющие отличить данный товар от других. Кроме того, могут быть указаны специфические признаки товара, например, хлеб, нарезанный ломтиками, упакованный в герметичную упаковку и т.п.

Детализация описания товара должна обеспечить возможность безошибочного нахождения его в организации торговли при последующей регистрации цен не только специалисту, сделавшему запись в текущем месяце, но и вновь привлеченному к этой работе.

При отборе отдельных видов одежды и обуви для наблюдения за ценами отдается приоритет моделям традиционного направления, регистрацию цен на которые можно осуществлять в течение длительного периода, проводя, по мере необходимости, соответствующую замену в целях исключения устаревших моделей.

Собранная ценовая информация должна быть проанализирована и проверена до начала расчета индексов потребительских цен, а также средних цен (тарифов).