4.6. Особенности наблюдения за ценами на сезонные товары

4.6. Особенности наблюдения за ценами на сезонные товары

Сезонными являются товары и услуги, которым присущи регулярные, совпадающие с определенными сезонами или временами года, колебания в динамике характеризующих их экономических показателей (в частности, потребительских цен и объемов реализации товаров и услуг). В данной группе выделяются:

товары (услуги) с ярко выраженной сезонностью - отсутствующие на рынке в течение определенных периодов года;

товары (услуги) со слабо выраженной сезонностью - имеющиеся на рынке на протяжении всего года, но характеризующиеся регулярными колебаниями цен или объемов реализации.

Выраженные сезонные колебания потребительских цен отмечаются при реализации отдельных видов плодоовощной продукции, одежды, обуви, туристических услуг и т.п.

Регистрация цен на сезонные товары и услуги и учет их динамики при расчете индекса потребительских цен имеет свои особенности.

Продажа некоторых товаров и оказание отдельных видов услуг на потребительском рынке носит массовый характер в течение определенного времени года. В несезонный период года эти товары (услуги) продаются (оказываются) в незначительных объемах в условиях ограниченного потребительского спроса и предложения. Регистрация цен на сезонные товары (услуги) может быть доступна не во всех наблюдаемых организациях торговли города, а лишь в некоторых точках реализации.

При отсутствии в базовой организации торговли (сферы услуг) сезонного товара (услуги) в межсезонный период применяются различные методы формирования недостающей ценовой информации.

При регистрации цен на продовольственные товары наибольшее проявление сезонных факторов имеет место по товарам, входящим в группу плодоовощной продукции. В целях обеспечения сопоставимости информации о ценах на данный вид продукции в смежных периодах применяется ряд специальных методов.

Например, в первой половине летнего периода регистрация цен на картофель осуществляется раздельно: на ранний картофель урожая текущего года (молодой) и картофель урожая предыдущего года, чтобы иметь возможность осуществить увязку цен на них.

Регистрация цен на ранний картофель проводится, начиная с момента первого его появления на потребительском рынке. Однако, в расчет индекса потребительских цен информация об изменении цен на ранний картофель включается лишь с приобретением массового характера продажи данного товара. В климатических условиях большинства регионов России этот период наступает во второй половине июня - первой половине июля.

Для определения цены на картофель при переходе от реализации продукции урожая предыдущего года к продаже продукции урожая текущего года (учитывая значительную разницу в ценах) применяется метод, основанный на расчете средневзвешенных их значений с учетом доли объемов продажи раннего картофеля и картофеля урожая предыдущего года. В этом случае при расчете средневзвешенной цены картофеля постепенно учитывается возрастающий удельный вес раннего картофеля в общем объеме продажи этого товара и, соответственно, снижающийся удельный вес картофеля урожая предыдущего года. Учет изменения соотношения в продаже этих товаров осуществляется через количество соответствующих им ценовых котировок.

При определении удельного веса реализации различных видов картофеля в общем объеме продажи данного продукта в городе применяются экспертные оценки, в частности, основывающиеся на консультации со специалистами организаций торговли.

Аналогичный метод регистрации цен и расчета индексов применяется и по другим товарам-представителям плодоовощной группы.

При регистрации цен на непродовольственные товары наиболее выраженные сезонные изменения отмечаются по товарам, входящим в группы одежды и обуви. Особенности сезонных колебаний цен на отдельные виды одежды и обуви, как правило, идентичны.

Методы формирования информации о ценах на сезонные товары описаны на примере одежды.

По периодичности продаж условно виды одежды распределяются на три категории: одежда, имеющаяся в организациях торговли круглый год (несезонная одежда), и две категории сезонной одежды (летняя и зимняя одежда).

Цены несезонных изделий, как правило, демонстрируют темп роста, соответствующий среднему темпу роста цен на все товары и услуги.

Массовая реализация сезонной одежды осуществляется в организациях торговли в определенный непродолжительный период времени (сезон) и затем исчезает из продажи до следующего сезона.

Сезонные виды товаров включаются в набор, принятый для наблюдения за потребительскими ценами, поскольку отсутствие указанного типа товаров снизит репрезентативность индекса потребительских цен.

Для сохранения непрерывности ряда ценовой информации в период отсутствия реализации сезонных товаров (вплоть до появления его в новом сезоне в организациях торговли в достаточном количестве и ассортименте) используются различные методы определения расчетных цен.

Замещение недостающей цены осуществляется исходя из последней зарегистрированной в период сезона массовой продажи данного товара цены, т.е. цены, которая предшествовала его сезонному исчезновению, при этом ее расчетное значение может определяться:

а) с учетом динамики цен на несезонные товары данной группы;

б) с учетом динамики цен товаров данного наименования, имеющихся в продаже на протяжении всего года в других организациях торговли (например, в специализированных магазинах). Использование данного метода требует проведения предварительного тщательного анализа, поскольку не всегда динамика цен на сезонные товары, зафиксированная в указанных организациях торговли, может быть непосредственно использована для оценки динамики цен на эти товары в других организациях, где реализация отсутствует в межсезонный период;

в) с учетом динамики цен по группе более высокого уровня агрегации, в которую входит сезонный товар (например, по группе "Мужская одежда", "Женская одежда" и т.д.);

г) в исключительных случаях в условиях отсутствия движения цен или низких темпов их роста допускается повторение цены без каких-либо изменений до начала следующего сезона.

В случае исчезновения из реализации видов одежды, цены на которые наблюдались в предыдущем сезоне, и появления товаров, имеющих отличные от предыдущих характеристики, отражающие новые тенденции моды, осуществляется замена наблюдаемых видов товаров с учетом изменения их качества (см. п. 4.5.1 раздела IV).

Описанные методы формирования расчетных цен и замены товаров применимы и для других категорий сезонных непродовольственных товаров, например, обуви, товаров для физкультуры, спорта и туризма и т.п.

Фактор сезонности может проявляться также в изменении цен, тарифов на отдельные виды услуг, в частности, по группе ритуальных или туристических услуг.

Применение методов замены по услугам, предоставление которых носит сезонный характер, имеет свои особенности.

Так, например, по позиции "Рытье могилы" в отдельных регионах применяются цены, дифференцированные по сезонам, так называемые "зимние" и "летние" цены. Время действия этих цен разграничивается на осенне-зимний и весенне-летний периоды (например, с октября по март и с апреля по сентябрь).

При расчете индекса цен по данной позиции при переходе от "зимней цены" к "летней цене" и наоборот, осуществляется смена базисной цены (т.е. "летняя цена" отчетного периода сравнивается с последней зафиксированной "летней ценой"). При этом, если в течение действия, например, "зимней цены" произошло ее изменение, оно должно быть отражено в базисной "летней цене", т.е. эта цена корректируется в соответствии с изменением цен в зимний период.

По туристическим услугам, а также некоторым другим видам услуг возможно проведение следующих методов замены:

а) в период существенных темпов инфляции, а также при значительном темпе изменения курса иностранной валюты (доллара США, евро) по отношению к российскому рублю (темп прироста, снижения более 1% в месяц), возможно индексирование цены путевки в соответствии со средним темпом роста потребительских цен и тарифов на все товары и услуги, темпом роста потребительских цен и тарифов по группе "услуги" или в соответствии с темпом изменения курса иностранных валют по отношению к российскому рублю;

б) в период низких темпов инфляции возможно использование метода дублирования цены, т.е. в течение всего периода отсутствия фактической реализации путевок на отобранные для наблюдения туры допустимо повторение последней цены путевки, зарегистрированной в сезонный период.