4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами

4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг
и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Росстатом с учетом предложений территориальных органов государственной статистики, а также заинтересованных экономических ведомств и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные виды товаров и услуг необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций производится с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами с использованием метода отсечения, т.е. при условии, что их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения.

Набор состоит из продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг.

Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.

Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

Росстатом централизованно устанавливается перечень товаров и услуг-представителей, имеющих общее описание потребительских свойств.

Специалистами территориальных органов государственной статистики сбор данных о ценах и тарифах на товары и услуги-представители производится по отдельным видам товаров (услуг) с конкретными потребительскими свойствами, отбор которых осуществляется в каждом городе, где предусмотрено наблюдение.

В городах, отобранных для регистрации цен, сбором ценовой информации должен быть максимально охвачен весь перечень товаров (услуг)-представителей.

Исключение из наблюдения отдельных позиций допускается в случае систематического отсутствия на потребительском рынке некоторых городов отдельных видов товаров и услуг-представителей.

Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают виды товаров с конкретными потребительскими свойствами из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на них и регулярность наличия в продаже в базовой организации.

Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен осуществляется пропорционально объему их продаж и учитывается через количество ценовых котировок, включаемых в дальнейший расчет.

Определение доли продаж отдельных видов товаров проводится на основе опроса продавцов организаций торговли.

Количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) должны отражать реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивать возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.

В крупных универсальных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в розничную сеть, проводится регистрация цен по широкому перечню товаров-представителей. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции набора товаров (услуг)-представителей в отобранных для наблюдения магазинах данной сети, должно репрезентативно отражать объем их реализации во всех магазинах данной сети, расположенных в городе.

На каждый товар (услугу)-представитель в городе осуществляется регистрация не менее 5 ценовых котировок.

По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.

Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги почтовой связи, услуги городской телефонной связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.

Необходимое количество котировок цен для конкретного товара (услуги)-представителя должно учитывать специфику структуры потребления населением в регионе, охват и насыщенность потребительского рынка товарами (услугами), уровень развития предприятий торговли и сферы услуг.

Расчет достаточного количества ценовых котировок в городе состоит из двух этапов.

На первом этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Для таких позиций количество ценовых котировок принимается равным единице.

На втором этапе рассчитывается количество котировок цен для всех остальных товаров (услуг)-представителей.

Количество ценовых котировок (Kj) определяется по формуле:

, (2)

где:

Kj - количество ценовых котировок j-го товара (услуги), (Ni 5);

Uj - условная дисперсия цен j-го товара (услуги);

Wj - вес j-го товара (услуги) в структуре потребительских расходов;

Rj - показатель, оценивающий сложность регистрации ценовой котировки j-го товара (услуги).

Условная дисперсия (Uj) позволяет при отсутствии сплошного обследования потребительских цен оценить степень колебания цен на отдельные товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки) в рамках товара (услуги)-представителя в городе.

Для определения значения условной дисперсии на первом этапе осуществляется расчет коэффициента вариации по следующей формуле:

, (3)

где:

vj - коэффициент вариации по j-му товару (услуге)-представителю;

- среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) от средней величины;

- среднее арифметическое выборки ценовых котировок:

Среднеквадратическое отклонение цен на товары (услуги) рассчитывается по формуле:

, (4)

где:

- среднее арифметическое выборки ценовых котировок рассчитывается по формуле:

, (5)

где:

x1j, x2j...xnj - ценовые котировки j-го товара (услуги)-представителя (элемент выборки);

n - количество зарегистрированных ценовых котировок.

На втором этапе для определения значения условной дисперсии (Uj) экспертно принимается следующая шкала однородности совокупности на основе расчетного коэффициента вариации, приведенная в Таблице 2.

Таблица 2

Шкала однородности совокупности на основе
коэффициента вариации

Коэффициент вариации vj, %
Степень однородности совокупности
Принимаемое значение показателя условной дисперсии Uj
До 30
Однородная
1
30 - 60
Слабо разнородная
2
60 - 90
Умеренно разнородная
3
Более 90
Высоко разнородная
4

Представленная шкала однородности совокупности применима ко всем видам товаров и услуг, входящим в расчет ИПЦ.

Пример определения показателя условной дисперсии по отдельным видам товаров (услуг)-представителей представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Пример определения показателя условной дисперсии
по отдельным видам товаров (услуг)-представителей

N п/п
Наименование товаров (услуг) - представителей
Объем выборки, n
Средняя цена,
Среднеквадратическое отклонение,
Коэффициент вариации в %, vj
Условная дисперсия, Uj
1
2
3
4
5
6 = гр. 5 / гр. 4 * 100
7
1
Картофель, кг
6
16,56
5,44
32,85
2
2
Капуста белокочанная свежая, кг
5
14,85
3,89
26,20
1
3
Печать цветных фотографий, шт.
5
7,10
0,22
3,15
1
4
Полотенце кухонное, шт.
7
47,56
17,03
35,81
2
5
Обувь домашняя с текстильным верхом для взрослых, пара
6
262,50
174,52
66,48
3

Показатель Wj соответствует доле товаров (услуг)-представителей в структуре потребительских расходов населения, которая используется для расчета ИПЦ в субъекте Российской Федерации.

Чем больше вес товара (услуги)-представителя в общей структуре потребительских расходов, тем больше будет влияние изменения его цены на итоговое значение ИПЦ, соответственно, для таких товаров (услуг) следует регистрировать большее количество котировок.

Показатель условной сложности регистрации котировки цены j-го товара (услуги) (Rj) является комплексным качественным показателем, зависящим как от характеристики самого товара (услуги)-представителя, так и от типа организации торговли (сферы услуг).

Значения показателя условной сложности регистрации оценивается экспертно по следующему принципу:

Rj = 1 - "невысокая сложность регистрации" цен на товар (услугу)-представитель, имеющий простые характеристики, которые не подвергаются частым изменениям, и присутствующий в продаже практически в любой организации торговли (сферы услуг);

Rj = 2 - "средняя сложность регистрации" цен на товар (услугу)-представитель, имеющий несложные характеристики и присутствующий в продаже, как правило, в средних, мелких и специализированных организациях торговли (сферы услуг);

Rj = 3 - "высокая сложность регистрации" цен на товар (услугу)-представитель, имеющий сложные характеристики, которые часто подвергаются изменениям, и присутствующий в продаже в специализированных организациях торговли (сферы услуг) или в труднодоступных торговых точках.

Показатели условной сложности регистрации цены конкретного товара (услуги)-представителя определяются специалистами, осуществляющими регистрацию цен, для каждого базового города, по согласованию со специалистами территориальных органов Росстата.

В Таблице 4 приведен пример расчета количества ценовых котировок на отдельные товары в городе N на основе данных об удельных весах в структуре потребления (Wj), условной дисперсии (Uj) и условной сложности регистрации (Rj).

Таблица 4

Пример расчета количества ценовых котировок на отдельные
виды товаров (услуг)-представителей для города N

N п/п
Наименование товара
Условная дисперсия, Uj
Условная сложность регистрации цен, Rj
Удельный вес товара в общих потребительских расходах, Wj
Количество ценовых котировок
расчетное количество, Kj
принятое для регистрации цен
1
2
3
4
5
6 = (гр. 3 * гр. 5) / гр. 4 * 1000
7
1
Картофель, кг
2
2
0,09643
9,64
10
2
Капуста белокочанная свежая, кг
1
1
0,07243
7,24
7
3
Обувь домашняя с текстильным верхом для взрослых, пара
3
1
0,00370
1,11
1

По аналогичной схеме производится оценка количества ценовых котировок, достаточного для обеспечения репрезентативности индексов цен.

При получении различных результатов количества котировок, необходимых для обеспечения надежности исчисления средних цен и индексов цен на товары (услуги)-представители, в наблюдение включается наибольший результат.