IV. "Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года" (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012)

IV. Приоритетные направления развития морских портов

IV. Приоритетные направления развития морских портов

Развитие морских портов в каждом временном периоде имело свои особенности. Так, например, в начале 90-х гг. XX столетия стоял вопрос об усиленном строительстве новых портов на Балтике с целью обеспечения экономической безопасности России и недопущения переключения внешнеторговых грузопотоков в порты сопредельных государств. В 2000-х годах активно развивались механизмы привлечения инвестиций в портовую инфраструктуру, структурировались механизмы управления морским портовым хозяйством.

В настоящее время стоит задача интеграции всех видов транспорта и повышения эффективности их взаимодействия с целью реализации конкурентных преимуществ России и усиления ее транзитного потенциала.

В соответствии с подпрограммой "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предполагается реализация следующих проектов:

комплексное развитие транспортного коридора "Запад - Восток" в направлении Европа - Российская Федерация - Япония с ответвлениями из Российской Федерации на Казахстан, Монголию и Китай. Ключевыми звеньями данного коридора должны стать 1) двухпутная и полностью электрифицированная Транссибирская магистраль, 2) стратегические морские порты, 3) мультимодальные транспортные узлы и 4) межрегиональные логистические центры, которые позволят переключить транспортные потоки Азиатско-Тихоокеанского региона на транспортный коридор "Запад - Восток";

комплексное развитие коридора "Север - Юг" по направлению Северная Европа - Российская Федерация - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию. В составе коридора "Север - Юг" будут осуществляться работы по развитию магистральных путей сообщения и комплексных транспортных узлов, продолжится расширение и строительство подходов к морским и речным портам (Новороссийск, Тамань, Ростовский универсальный порт), железнодорожным станциям, аэропортам и мультимодальным терминалам.

На сегодняшний день ставятся задачи развития и повышения конкурентоспособности морских портов, находящихся в местах максимальной концентрации экспортных и транзитных грузопотоков. Российские морские порты на всех бассейнах являются "точками входа" международных транспортных коридоров ("Транссиб", "Север - Юг", маршрута "Европа - Западный Китай"). Для обеспечения ускоренного развития перевозок грузов в контейнерах предусматривается строительство контейнерных и перегрузочных терминалов в портах Новороссийск и Мурманск, создание комплексного транспортного узла на базе порта Тамань и Ростовского универсального порта.

Решающее значение в перспективе будет иметь специализация морских портов через создание так называемых "эшелонированных портов" по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

Предстоит значительно расширить региональное транспортное сотрудничество в области транспорта для реализации интересов российского транспортного бизнеса:

на северо-западе России - в рамках Совета Баренцево/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря;

на юге - в рамках Черноморского экономического сотрудничества;

на востоке - в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

Для обеспечения роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривается строительство паромных комплексов для обеспечения сообщения с Калининградской областью и островом Сахалин, строительство инфраструктуры для обслуживания пассажиров, а также в ряде портов инфраструктуры для организации проведения таких масштабных проектов как саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

Предусматривается использование и развитие современных инновационных и информационных технологий на морском транспорте.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D