Жалоба на ФСС – это документ, который любой гражданин, столкнувшийся с нарушением своих законных прав и интересов со стороны сотрудников Фонда, может заявить для разрешения спорного вопроса. В рамках настоящего материала мы рассмотрим, какими нормативными правовыми актами регулируется обжалование решений представителей государственных структур, как правильно составить официальную бумагу, передать на рассмотрение.

Файлы для скачивания:

Нормативная основа

Фонд социального страхования представляет собой государственное ведомство, осуществляющее расчет, начисление и выплату различных страховых пособий. Речь может идти о пособии при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком, нетрудоспособности в связи с болезнью и так далее. Государственная структура берёт на себя часть выплат сотрудникам предприятий, несколько снижая нагрузку с работодателей, ведь частные организации обязаны ежемесячно осуществлять в Фонд определённые отчисления.

Правовую основу обращения с жалобой в ФСС составят два нормативных правовых акта. Первый из них – общий – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Данный документ устанавливает общий порядок заявления жалобы, порядок и сроки её рассмотрения, обязанность по подготовке ответа даже в случае отказа. Так, у рассматривающей стороны будет тридцать календарных дел на разбирательство, формирование ответа и его направление заявителю.

Второй документ – это Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 года, которое дополняет вышеуказанный нормативный правовой акт отдельными положениями. В частности, 11 статья приводит неисчерпывающий перечень поводов для обращения с жалобой на ФСС. Среди них выделяют следующие:

  • отказ в предоставлении услуги;
  • отказ в предоставлении необходимой документации;
  • нарушение сроков и общего порядка рассмотрения обращения;
  • требование об осуществлении дополнительной оплаты, помимо уплаченной госпошлины;
  • и так далее.

Куда обращаться

Первое место, куда следует обратиться, — это то же самое отделение, с которым у вас и возникла проблема. Жалоба адресуется руководителю данного отделения Фонда. Предполагается, что начальство должно дополнительно провести проверку деятельности своих подчинённых на момент законности, при необходимости привлечь их к ответственности (дисциплинарной или административной).

Если добиться результата обращением к руководителю отделения не вышло, подаём жалобу в главное региональное управление ФСС. Во внутренней структурной иерархии ведомства региональное отделение стоит выше местного, а значит, может применять санкции в отношении нижестоящих коллег.

В случае получения отказа из регионального отделения придётся обращаться уже в Прокуратуру РФ. Этот орган власти осуществляет надзор за соблюдением законодательства во всех сферах законодательства без каких-либо исключений. Если выяснится, что сотрудники фонда в действительности незаконно отказали гражданину, превысив тем самым свои полномочия, речь пойдёт о возбуждении административного дела. Должностному лицу в лучшем случае будет грозить административный штраф от пяти до десяти тысяч рублей, а в худшем – увольнение с государственной службы.

Как заявить

В настоящий момент существует четыре способа подать жалобу на ФСС. Одни из них можно назвать традиционными, а другие стали доступны сравнительно недавно, с приходом новых технологий.

Первый способ – нарочный, предполагает личную передачу документации из рук в руки. Вручаем экземпляр жалобы выбранному вами должностному лицу, заверяем одну копию штампом о принятии с указанием даты.

Второй способ – отправка заказного письма с уведомлением о вручении по адресу ведомства, которое и будет рассматривать жалобу. Отметим, что заказные письма даже в рамках одного населённого пункта могут доставляться несколько календарных дней.

Третий способ – подготовка электронного обращения через официальный сайт ФСС или Прокуратуры (в зависимости от того, куда вы решили обратиться). Веб-сайт предоставляет удобную форму для заполнения.

Четвёртый способ – подача жалобы через портал Госуслуг. Пожалуй, этот вариант видится самым удобным и простым в исполнении, ведь не потребуется самостоятельно формировать документацию, а интерфейс веб-сайта позволяет отслеживать ход рассмотрения обращения на каждом этапе.

Рассказываем, как правильно составить жалобу

Если было принято решение воспользоваться первым либо вторым способом заявления жалобы, потребуется подготовить её письменный вариант. Приведём инструкцию по её формированию.

В правом верхнем углу листа бумаги мы укажем, кому конкретно подаётся жалоба, от кого. Для этого обозначаем полное наименование государственной структуры, ФИО и должность её руководителя, фактический адрес отделения органа. Здесь же оставим ФИО гражданина, серию и номер его паспорта, место прописки, номер сотового телефона для возможности обратной связи.

Далее по тексту отмечаем, что вы посещали отделение ФСС для получения определённой услуги в конкретную дату и конкретное время, взаимодействовали с сотрудником Фонда. Ссылаемся на обнаруженные вами нарушения, не позволившие получить необходимую услугу. Будет лучше, если вы сможете чем-то подтвердить свои слова. Например, письменным отказом, заверенным представителем госструктуры, фотографиями, записью диктофона и так далее. Даже если никаких доказательств на руках нет, проверяющая сторона сможет докопаться до истины, проведя необходимые проверочные мероприятия.

Следующим шагом обращаемся к должностному лицу, занимающему руководящую должность, просим его разобраться с указанной проблемой, привлечь ответственных сотрудников Фонда к «дисциплинарке» или «административке». Подписываем документ, передаём на рассмотрение. Каким бы способом ни заявлялась жалоба, срок рассмотрения всегда составит тридцать календарных дней.

Примерный образец