Жалоба по результатам экзамена в ВУЗе – это документ, с которым может выступить студент, не согласный с полученной оценкой на контрольном срезе знаний. Сегодня мы рассмотрим, куда подавать подобную жалобу, как правильно её составить, на что можно рассчитывать.

Файлы для скачивания:

Основания для подачи жалобы

Подать жалобу на результаты экзамена в ВУЗе имеет право абсолютно любой студент, неудовлетворенный процедурой оценки его работы или качеством составленных вопросов. Среди популярных оснований для подачи жалобы можно выделить следующие:

  • предвзятое отношение преподавателя к студенту;
  • низкий уровень квалификации преподавателя в преподаваемом им предмете;
  • некорректно составленный вопрос.

В любом из вышеперечисленных случаев можно подать жалобу на имя ректора ВУЗа как руководителя образовательного учреждения. Ректор сможет рассмотреть ваше обращение, поручить своим подчинённым провести необходимые проверочные мероприятия, назначать пересдачу и привлечь преподавателя к ответственности. Педагогу может грозить применение в его отношении выговора, увольнения или даже уголовная ответственность по статье за взяточничество. Уголовный кодекс РФ признаёт любые действия, направленные на дачу/получение взятки в качестве преступления.

Результат экзамена и пересдача

По общему правилу, сложившемуся в сфере высшего и среднего специального образования, студент имеет право пересдать экзамен, если получил неудовлетворительную оценку. Бывают ситуации, когда отличники не дотягивают до пятёрки, просят преподавателя намеренно поставить оценку «неудовлетворительно», направить на пересдачу. Ошибка на пересдаче уже позволит руководству ВУЗа поставить вопрос об отчислении из образовательного учреждения.

Совершенно иная ситуация складывается, когда студент уверен в своих знаниях, однако по тем или иным причинам не смог получить желаемую оценку. Разберёмся в вариантах развития ситуации при подаче жалобы.

По идее, если руководство ВУЗа рассмотрит обращение и придёт к выводу, что оценка была поставлена без имеющихся на то веских оснований, для студента назначат пересдачу, а в качестве принимающего лица выделят другого преподавателя. Отметим, что обращаться с жалобой следует лишь в тех случаях, когда студент однозначно уверен в своей правоте, исключает вероятность допущения ошибки со своей стороны.

Жалоба без рассмотрения

Практика знает случаи, когда ректор ВУЗа или декан факультета отказывается удовлетворять запрос студента, соглашаться с его мнением относительно безосновательно выставленной оценки. В такой ситуации гражданин имеет возможность заявить жалобу по факту нарушения своих конституционных прав в местный Департамент образования или районное управление прокуратуры. Оба этих ведомства уполномочены осуществлять проверки в образовательных учреждениях. В большинстве случаев прокурор и представитель департамента не сведущи в вопросах экзамена по предмету, в результате чего им придётся обращаться к компетентным лицам.

Как бы то ни было, в течение тридцати дней с подачи жалобы студент должен получить ответ на свой запрос. В том случае, если последствием не сдачи экзамена стало отчисления из образовательного учреждения, будет иметь место восстановления на тот же курс без каких-либо потерь или академических задолженностей.

Форма документа

Как мы уже сказали выше, подобная жалоба может подаваться непосредственно в само образовательное учреждение или государственный орган, тем не менее этот аспект не повлияет на правила оформления официальной бумаги. Студенту при оформлении документа потребуется руководствоваться положениями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также общими правилами делового документооборота. Соблюдем нормы пунктуации и орфографии, выдерживаем нейтральный тон повествования. Требования также предъявляются к структуре жалобы, то есть она должна состоять из шапки, основного блока и просительной части.

Написать текст можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Содержание исполняется традиционно на чистом листе бумаги формата А4.

Инструкция по составлению жалобы

Процесс формирования жалобы начинаем с заполнения её шапки, в которой потребуется прописать, кому и от кого она подаётся. Здесь мы указываем полное наименование получающей организации, ФИО и должность ответственного лица, адрес образовательного учреждения (или органа госвласти). Затем оставляем ФИО студента, серию и номер его паспорта, место его прописки. Не забываем обозначить средство обратной связи: номер сотового телефона, e-mail, адрес для почтовой корреспонденции.

Ниже по документу указываем, что вы являетесь студентом высшего учебного заведения, обучаетесь на конкретном факультете, курсе. Далее плавно переходим к экзамену, с результатом которого вы не согласны. В подробностях разъясняем причины, по которым вы считаете, что оценка поставлена необъективно. Возможно, имели место нарушения регламента экзамена или что-то ещё. Как правило, в качестве доказательств подтверждения позиции в подобных случаях студент выдаёт теоретическую базу по спорному вопросу.

Следующим шагом обращаемся к представителю организации, в которую и заявляется жалоба, просим его рассмотреть ваше обращение, аннулировать результаты экзамена, назначить пересдачу. В отдельных случаях можно попросить привлечь преподавателя, принимавшего экзамен, к юридической ответственности.

Примерный образец