Встречная претензия – это официальная бумага, с которой может выступить лицо, получившее претензию от контрагента. Сегодня мы расскажем, в каких случаях имеет место заявление встречной претензии, как правильно её составить, предъявить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Претензионный порядок
Речь о претензии заходит лишь тогда, когда между участниками правоотношения разгорелся правовой спор. Речь может идти о некачественном оказании услуг, пропуске срока поставки, низком качестве товара или чём-то ещё. Как бы то ни было, вместо того чтобы обращаться в суд, контрагенты имеют возможность урегулировать вопрос между собой, мирным путём. Если в отдельных случаях претензионный порядок является обязательным фактором, несоблюдение которого не позволит заявителю требований обратиться в суд, то в большинстве своём вопрос о необходимости заявления претензии контрагенты решают в индивидуальном порядке.
Так, Арбитражный процессуальный кодекс прямо обязывает всех истцов заявлять претензии, ждать месяц, пока на них ответят, и только лишь в случае отказа или игнорирования обращаться в суд. Арбитражные суды рассматривают спорные ситуации, возникающие между субъектами предпринимательского права, некоммерческими организациями и государственными органами, в том числе ИФНС.
Что касаемо правового спора между гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, здесь заявлять претензию потребуется лишь в исключительных случаях. Например, если служба доставки (Почта России, СДЭК, Деловые линии, ПЭК) не исполнила свои обязательства вовремя, то есть пропустила установленный соглашением срок или повредила содержимое посылки. Об этом нам говорит 797 статья Гражданского кодекса РФ.
Для того чтобы понять, является ли заявление претензии обязательным в конкретно вашем случае, анализируем положения действующих нормативных правовых актов.
Претензия на претензию
У лица, получившего претензию, имеется три варианта действий:
- удовлетворить требования контрагента, закрыв вопрос раз и навсегда;
- отказать в удовлетворении требований со ссылкой на неправоту контрагента;
- проигнорировать поступившую претензию вовсе;
- направить встречную претензию.
Сегодня мы рассмотрим именно последнюю опцию из описанных выше. Так, заявить встречную претензию можно лишь в тех случаях, когда удовлетворение ваших требований отчасти или полностью сделает невозможным удовлетворение требований контрагента. Здесь срабатывает то же правило, что приводится в процессуальных кодексах для заявления встречных исковых заявлений.
Отдельные спорные моменты между контрагентами можно закрыть путём взаимозачёта. Например, организация А должна организации Б денежные средства по одной сделке, а организация Б должна организации А денежные средства по другой сделке. Стороны могут договориться об отсутствии претензий путём взаимного зачёта требований.
Существуют и ситуации со взаимными требованиями по одной сделке. В качестве примера приведём следующую правовую ситуацию:
Стороны условились об оказании услуг сотовой связи. Гражданин А обязан ежемесячно уплачивать организации Б денежные средства в сумме 1 000 рублей за оказываемые ему услуги связи. Организация Б обращается с претензией к гражданину А по неуплате за один месяц, а тот в свою очередь утверждает, что контрагент оказывал ему услуги ненадлежащего качества или не оказывал их вовсе. На этом основании гражданин может требовать предоставления скидки за спорный период или даже полного списания начислений.
Как бы то ни было, если сторонам спора не удастся договориться и решить спор между собой, всегда имеется возможность обратиться в суд. Государственную пошлину за рассмотрение дела в суде всегда уплачивает именно истец, однако, если орган правосудия решит, что именно он прав в споре, денежные средства взыщут с ответчика. Минимальная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде составит 2 000 рублей, а в судей общей юрисдикции – 400 рублей. Эта сумма будет расти пропорционально увеличению исковых требований.
Инструкция по составлению встречной претензии
В первую очередь потребуется указать, кому адресуется претензия, кто выступает отправителем. Для этого укажем полные наименования организаций, ФИО и должности их руководителей, а также юридические адреса из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если сторонами конфликта являются физические лица, потребуется обозначить их ФИО, серии и номера паспортов, места регистрации.
Начиная работу с основным структурным блоком, отметим, что получили от контрагента претензию с требованиями по правовым отношениям между лицами, однако, с требованиями не согласны, так как имеются самостоятельные требования. Разъясняем свою позицию по спорному вопросу, имплементируя в текст нормы действующего законодательства, ссылаемся на пункты договоров, актов и так далее. Если фигурируют денежные суммы, потребуется разъяснить, откуда они взялись, то есть характер образования задолженности, расчёт.
Ниже по документу обращаемся к представителю получающей стороны, начинаем выдвигать требования. Судьбу заявленных в вашем отношении требований можно решить здесь же. Допускается отказаться от их удовлетворения вовсе или удовлетворить зачётом в том случае, если контрагент пойдёт вам навстречу.
Итоговый вариант претензии заверяет своим автографом представитель организации или гражданин, выступающий заявителем требований. Саму претензию лучше всего направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Примерный образец