Расписка в получении денег за автомобиль – это официальная бумага, подтверждающая, что покупатель действительно передал деньги продавцу за приобретённое транспортное средство. В материале мы подробно разберём правила и порядок составления документа.

Файлы для скачивания:

Купля-продажа автомобиля

Гражданский кодекс РФ выделяет договор купли-продажи в рамках обособленной разновидности сделок. Отчуждаться может как движимое, так и недвижимое имущество, принадлежащее юридическому или физическому лицу на праве собственности. В случае с транспортными средствами действуют также дополнительные правила. В частности, речь идёт о государственной регистрации автомобиля. Новый собственник обязан в течение 10 дней с момента подписания договора поставить машину на учёт в ГИБДД, получить соответствующее свидетельство. Оно входит в обязательный набор документов, необходимых для подтверждения права собственности на ТС.

Во всём остальном купля-продажа автомобиля ничем не отличается от сделок с иными видами имущества.

Расписка

Расписка в данном случае необходима для подтверждения факта приёма-передачи денежных средств, однако она не является обязательной бумагой, без которой сделка не сможет быть завершена. Заверить расчёт между контрагентами можно и иными способами:

  • прописав пункт о передаче денежных средств в тексте договора;
  • составить акт приёма-передачи автомобиля, в котором будет отражен факт оплаты.

Расписка видится самым простым способом для рядового гражданина, так как её составление вряд ли вызовет затруднения.

Наличные или безналичные

Многие ошибочно полагают, что составлять расписку придётся только в том случае, если деньги передавались в наличной форме. Это не так. Конечно, в случае необходимости кредитная организация сможет предоставить выписку со счетов контрагентов, в которой будет фигурировать перевод на банковскую карту. Однако покупателю придётся доказать, что деньги были уплачены именно за автомобиль. Недобросовестный контрагент сможет оспорить претензию, сославшись на обстоятельства. Судебная практика только доказывает этот тезис.

Роль расписки

Как уже было неоднократно упомянуто ранее, расписка подтверждает факт передачи денежных средств в рамках гражданско-правового договора. Однако это лишь средство достижения конечной цели, которой являются гарантии для обоих контрагентов. Расписка выступит весомым доказательством в суде, если дело примет такой оборот. Она прикладывается к экземпляру договора, хранится вместе с ним.

Нотариальное заверение

Вопрос о заверении расписки у нотариуса решают контрагенты в индивидуальном порядке. Закон не обязывает этого делать. Конечно, наиболее заинтересован в данной ситуации именно покупатель, ведь он передаёт денежные средства постороннему человеку. Основной фактор, отпугивающий граждан от услуг нотариата – это их стоимость. Зачастую люди не видят необходимости тратить значительную сумму денег на автограф нотариуса. В такой ситуации имеется и альтернативный способ заверения сделки – подписи свидетелей.

Покупатель должен заранее продумать этот момент, собрав в месте составления и подписания расписки 2-3 дееспособных совершеннолетних граждан. Все они оставляют свои автографы на бумаге, подтверждая факт передачи денег. Если в последующем выяснится, что сделка была фиктивной, ответственности перед законом избежать не выйдет.

Форма документа

Расписка по своей природе является документом, дополнительно регулирующим правовые отношения между контрагентами. В этом плане она крайне схожа с согласием или актом. В силу положений статьи 421 ГК РФ все договоры, а равно и приложения к ним, могут составляться в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Существует множество рекомендованных шаблонов, но использовать их совершенно не обязательно.

На практике расписка пишется на чистом листе бумаги формата А4 в присутствии представителей обеих сторон договора (покупателя и продавца). Текст можно исполнить как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В данном случае мы бы порекомендовали отдать предпочтение именно рукописному варианту. Так лица в очередной раз подтвердят достоверность сведений, добровольность принятия решения о приёме-передачи денег.

Рассказываем, как правильно составить расписку

Начать следует с обозначения наименования документа, простановки даты и места его составления. Далее по тексту продавец прописывает свои ФИО, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, прописка) и подтверждает, что получил от покупателя денежную сумму в определённом размере. Напоминаем, что гражданское законодательство дозволяет пользоваться только российским рублём.

Ниже по документу указывается аналогичный перечень сведений о покупателе. Не забываем обозначить, за что именно передавались деньги, сослаться на заключённый между сторонами договор купли-продажи.

Примерный образец

Я, Ожегов Николай Васильевич, паспорт серия 8765 номер 455544 выдан отделом УМВД России в г. Кургане 21.07.2019, зарегистрирован по адресу г. Курган, ул. Пушкина, д. 54, кв. 78, получил от

Николаева Данилы Евгеньевича паспорт серия 4554 номер 890098 выдан отделом УМВД России в г. Тюмени 25.05.2015, зарегистрированного по адресу г. Тюмень, ул. Красная, д. 76, кв. 283, денежные средства за продажу автомобиля марки Kia Rio 2014 г. в. 107 л. с. по Договору купли-продажи № 1 от 05.10.2024 в размере 700 000 руб. (семьсот тысяч рублей).

Считаю обязательство по оплате полностью исполненным, претензий не имею.

Расписка готова к подписанию. На ней должен появиться всего один автограф, принадлежащий получателю денежных средств, то есть продавца. Документ составляется в одном экземпляре, передаётся на хранение покупателю. В случае необходимости официальная бумага сможет быть приложена к исковому заявлению в суд.