Расписка в получении денег за наём квартиры – это официальная бумага, подтверждающая, что наймодатель фактически получил денежные средства от нанимателя, предусмотренные заключённым между ними договором. В материале мы разберём порядок, правила и периодичность составления настоящего документа.

Файлы для скачивания:

Аренда или наём

Многие ошибочно полагают, что берут квартиру у собственника в аренду, хотя это не так. Следует отличать понятия «аренда» и «наём». Гражданский кодекс выделяет эти разновидности договоров в качестве обособленных видов сделок. Так, договор найма может заключаться только с физическим лицом, использующим помещение для проживания. Юридическим лицам закон предлагает подписывать договор аренды.

Роль расписки

Данная разновидность расписки не упоминается в положениях ГК РФ, следовательно, не является обязательным документом для соблюдения законного порядка заключения сделки. Официальная бумага составляется по желанию сторон. В частности, речь идёт о нанимателе, ведь именно он в данной ситуации является лицом, берущим на себя риски. Недобросовестный наймодатель в теории может заявить, что контрагент не исполнял взятые на себя обязательства, то есть не осуществлял выплаты по договору. Это может стать основанием для расторжения договора, выселения жильцов из жилого помещения, подачи искового заявления в суд общей юрисдикции с целью возмещения убытков.

Именно для предотвращения всех этих неприятностей мы настоятельно рекомендуем составлять расписку о получении денежных средств при каждом осуществлении выплаты. Это особенно актуально, если наймодатель просит оплатить несколько месяцев наперёд, передать сумму денег под залог.

Наличные или безналичные

Бытует мнение, что расписки составляют только по факту приёма-передачи наличных денежных средств. Люди предполагают, что выписка с банковского счёта станет доказательством исполнения обязательств. Отчасти это верно, однако не во всех случаях. Практика знает множество ситуаций, когда такой способ доказывания не приводил к желаемому результату. Например, счёт может быть открыт на другое лицо, никак не связанное с наймодателем, или недобросовестный контрагент заявит, что эти денежные средства поступили ему по ошибке, сведя весь спор к неосновательному обогащению.

Безусловно, использование налички повышает фактор риска, однако не следует забывать, что банковские переводы также не являются панацеей.

Нотариальное заверение

Закон не обязывает граждан заверять расписки у нотариуса, но и не запрещает. Этот момент решается индивидуально в каждом отдельно взятом случае. В нашей ситуации в нотариальную кантору пришлось бы ходить каждый месяц, что не совсем удобно и довольно-таки затратно. Именно поэтому предлагаем воспользоваться ещё одним, альтернативным, способ утверждения факта передачи денег.

Свидетельские показания, равно как и подпись нотариуса, придадут расписке большей юридической силы. Свидетелями могут выступить любые дееспособные лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста. При чём привлекать стоит незаинтересованных граждан. Соседи подойдут идеально. Они также должны будут заверить документ своими автографами.

Форма документа

Все гражданско-правовые отношения, возникающие между контрагентами на территории Российской Федерации, регулируются Гражданским кодексом. Статья 421 закона устанавливает принцип свободы договора, который позволяет составлять все договоры, а равно и приложения к ним, в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Это очень удобно, ведь для написания официальной бумаги потребуется только ручка и листок бумаги.

Расписка обычно составляется на бумаге формата А4. Используем только чистые листы (не черновики). Текст можно исполнить как в рукописном, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта будут обладать юридической силой, смогут выступить доказательствами в суде.

Инструкция по составлению расписки

В первую очередь мы прописываем наименование документа посредине листа бумаги. Чуть ниже указываем дату и место его составления. Расписка пишется от лица наймодателя. Именно он первым по списку указывает данные о себе, а именно: ФИО, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, адрес регистрации). Следующим шагом отмечаем факт получения денег от нанимателя, оставляем аналогичный перечень данных уже о нём.

Ниже по документу ссылаемся на заключённый между сторонами договор найма жилого помещения, прописав его реквизиты, обозначаем точную сумму в рублях, а также период, в счёт которого пойдёт оплата. Необходимо учесть, что законодательство позволяет заключать договоры исключительно в рублях. В случае указания иной валюты соглашение будет признано не имеющим юридической силы. В качестве дополнительных сведений можно указать адрес, по которому снимается квартира, её площадь в квадратных метрах.

Примерный образец

Я, Шушарин Олег Петрович 1986 г. р. паспорт 6677 889434 выдан отделом УМВД России в г. Кургане 03.12.2022, зарегистрирован по адресу г. Курган, ул. Лодочников, д. 23, кв. 32, получит от

Павловой Ольги Николаевны 1997 г. р. паспорт 7788 344344 выдан отделом УМВД России в г. Кургане 12.02.2023, зарегистрированной по адресу Курганская область, с. Половинное, ул. Ленина, д 12, кв. 1, денежную сумму в размере 15 000 руб. (пятнадцать тысяч рублей) в счёт оплаты помещения взятого в наём по Договору найма № 1 от 01.02.2024 за период с 01.09.2024 по 01.10.2024.

На этом расписку можно считать полностью составленной и готовой к подписанию. Денежную сумму обязательно дублируем прописью в качестве подстраховки от опечатки. Такая форма написания числа имеет приоритет при обнаружении расхождений.

Документ заверяется автографом наймодателя, так как именно он получил на руки деньги. Единственный экземпляр официальной бумаги передаётся на хранение нанимателю.