Расписка об отсутствии претензий к работодателю – это официальная бумага, подтверждающая, что сотрудник не имеет претензий к руководству предприятия по поводу принятого в его отношении решения. В материале мы подробно разберём порядок и правила составления такого документа, а также возможные поводы.

Файлы для скачивания:

Претензии к работодателю

Пункт об отсутствии взаимных претензий обязательно указывается во всех договорах, в том числе и в трудовых. Это означает, что документ был подписан добровольно, без принуждения, а лицо, оставившее свой автограф, утрачивает право на обжалование. Это довольно важный момент, не указав который можно допустить развитие ситуации до судебного разбирательства.

Случаи, не связанные с увольнением

Поводом для написания расписки всегда является какой-то приказ директора, непосредственно затрагивающий работника. Речь может идти о переводе на другую должность, увольнении, изменении режима рабочего времени и так далее. Трудовой кодекс в большинстве случаев требует достижения взаимности в отношениях между сторонами трудового договора, однако не во всех. Например, временный перевод на другую работу на срок до одного месяца может произойти без получения согласия работника. В данной ситуации в составлении расписки об отсутствии претензий нет необходимости, так как они в любом случае не находятся в правовом поле.

Совершенно другая ситуация возникает тогда, когда необходимо заручиться одобрением сотрудника. Например, при постоянном переводе на другую работу. В этом случае составляется дополнительное соглашение к трудовому договору, а также с подчинённого берётся расписка об отсутствии претензий. В теории этот пункт может быть прописан в тексте доп. соглашения, но, если по каким-то причинам этого не произошло, можно дописать расписку. Оставляя в ней свой автограф, работник соглашается с новыми условиями труда, а также отказывается от претензий к работодателю.

Увольнение

При увольнении с работника практически всегда берут расписку об отсутствии претензий. Это особенно актуально в тех случаях, когда сотрудник был уволен по инициативе работодателя. В соответствии с положениями Закона о труде администрация предприятия обязана в последний рабочий день осуществить со своим подчинённым окончательный расчёт, вручить ему трудовую книжку. Под расчётом понимают выплату оставшейся части зарплаты, всех причитающихся пособий, а также компенсации за неиспользованный отпуск, если работник не брал его непосредственно перед увольнением.

Если забыть про расписку, недобросовестный работник сможет попытаться обжаловать приказ об увольнении в трудовую инспекцию, заявив, что не согласен с ним.

Нотариальное заверение

Заверять расписку у нотариуса нет никакой практической необходимости, закон этого не требует. Безусловно, автограф представителя нотариата, оставленный на бумаге, придаст ей дополнительной юридической силы, однако это не всегда необходимо. Услуги нотариуса стоят довольно дорого, не всегда по карману субъектам малого бизнеса.

Если у работодателя есть подозрения в недобросовестности своего подчинённого, но нет возможности обратиться к нотариусу, существует ещё один способ утверждения факта – свидетели. Процедура происходит следующим образом: работник пишет расписку собственноручно в присутствии свидетелей, устно заявляя об отсутствии претензий.

Свидетелями могут выступить любые совершеннолетние дееспособные лица. Их точное количество не прописано ни в одном законе. На практике будет достаточно 2-3 человек.

Следует отметить, что лучше будет привлечь в качестве свидетелей максимально не заинтересованных лиц, лично не знакомых с работником. Так их показания будут более объективными, а сотрудник не сможет сослаться на предвзятость.

Форма документа

Расписка относится к той группе документов, к форме которой действующее законодательство не предъявляет никаких строгих требований, она составляется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Именно по этой причине настоящая официальная бумага получает широкое использование среди граждан.

Расписка об отсутствии претензий к работодателю должна содержать в себе следующие моменты:

  • реквизиты (дата и место);
  • ФИО работника, его паспортные данные (серия, номер, прописка, кем и когда выдан), занимаемая должность на предприятии;
  • повод для составления расписки, ссылка на приказ руководителя или доп. соглашение к трудовому договору (при наличии таковых);
  • утверждение факта отказа от претензий;
  • автограф гражданина с расшифровкой.

Документ обычно составляется на чистом листе бумаги формата А4. Текст расписки принято исполнять вручную при помощи синей или чёрной шариковой ручки. Этот фактор придаст ей юридической силы, подчеркнув добровольность составления.

Инструкция по составлению расписки

В первую очередь прописываем наименование документа, оставляем дату и место его составления. Далее указываем ФИО работника, его личные данные из паспорта, а также занимаемую им должность в компании согласно штатному расписанию. Следующим шагом ссылаемся на повод, который и стал причиной составления расписки. Это может быть увольнение или что-то ещё. Утверждаем, что работодатель выполнил свои обязательства в полном объёме, а сотрудник в свою очередь не имеет к нему никаких претензий.

Примерный образец

На этом моменте составление расписки можно считать практически оконченным. Заверяем её автографом сотрудника с расшифровкой (фамилия и инициалы). Документ составляется в единственном экземпляре, передаётся на хранение в архив компании-работодателя. При необходимости он будет предъявлен в суд или в иной государственный орган в рамках досудебного разбирательства. Подчинённый может настоять на составлении второго экземпляра, однако в этом нет никакой необходимости, ведь официальная бумага заверяется лишь автографом самого работника.