Приказ об установлении лимита кассы – это официальная бумага, в соответствии с которой на предприятии вводятся дополнительные правила относительно инкассации наличных денежных средств. Процедура всегда сопровождается составлением определённых документов.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Лимит кассы
В соответствии с определением, данным в Указании Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, лимит кассы – это максимальное количество денежных средств, которое может храниться в кассе после её закрытия. Напоминаем, что касса должна открываться в начале рабочей смены и закрываться в конце. В настоящий момент установление лимита является обязательным исключительной для субъектов среднего и крупного предпринимательства. Индивидуальные предприниматели и предприятия малого бизнеса вольны отказаться от использования лимитов.
Отметим, что разделение всех предприятий на малые, средние и иные продиктовано N 209-ФЗ. Конкретные критерии прописаны в статье 4 настоящего нормативного акта. Пункт 1. 1. содержит множество показателей, однако организация должна соответствовать хотя бы одному из них для отнесения к субъектам малого бизнеса. Как правило, самым распространённым основанием является количество работников – оно не должны превышает более ста человек.
Допустимые превышения
Следует отметить, что существуют ситуации, в которых лимит кассы может быть превышен без негативных юридических последствий для администрации предприятия и его сотрудников. Все эти исключения прописаны в вышеупомянутом Указании Банка России. К ним относят:
- необходимость выплаты сотрудникам заработной платы и иных социальных выплат (пособий, стипендий);
- нерабочие, выходные или праздничные дни;
- проведение проверки на территории организации.
Ответственность за превышение лимита
Необходимо учесть, что за превышение лимита кассы предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП. В частности, речь идёт о статье 15.1 вышеуказанного нормативного акта. Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа как для руководителя организации, так и для кассира, работающего с кассовым аппаратом. Подчинённому придётся заплатить от 4 до 5 тысяч рублей, а директору от 40 до 50.
Основание и обоснование
Любой распорядительный документ должен стоять на основании и обосновании. Без соблюдения этого критерия официальная бумага будет лишена юридической силы. Под основанием понимают опору на нормативно-правовую базу или иной документ (заявление, записка и т.д.), а под обоснованием объяснение действительных причин принятия решения.
Кто пишет приказ
На практике руководитель предприятия крайне редко самостоятельно пишет приказы. Обычно эта задача поручается кому-то из подчинённых в зависимости от направления действия официальной бумаги. Приказ об установлении лимита кассы было бы логично доверить бухгалтеру, так как он однозначно должен быть ознакомлен с нормативно-правовыми актами в этой сфере и умеет работать с распорядительной документацией. Руководитель получает на стол уже итоговый вариант документа, знакомится с ним, проверяет и, если его всё устраивает, заверяет своим автографом.
Форма документа
По состоянию на сегодняшний день использование общеобязательных унифицированных бланков для составления распорядительной документации стало необязательным. Все распоряжения могут быть написаны на предприятиях в свободной форме, приказ об установлении лимита кассы не является исключением.
Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:
- деловой стиль языка;
- обозначение реквизитов (дата, место, номер);
- наличие автографов всех упомянутых в тексте лиц;
- расшифровках всех оставленных автографов;
- указание основание и обоснования.
Написать приказ рекомендуется на фирменном бланке компании, так как на нём уже прописаны реквизиты организации. Если такового не оказалось в наличии, можно воспользоваться чистым листом бумаги формата А4, обозначив сведения о фирме вручную.
Исполнить текст распоряжения допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать руководитель организации с учётом особенностей документооборота в компании. Необходимо учесть, что вариант написания текста при всех прочих равных не может отразиться на юридической силе официальной бумаги.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке официальной бумаги в верхнем углу листа прописываем полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму. Так как документ носит внутренний характер, этой информации будет достаточно. Далее присваиваем приказу уникальный номер для хранения и документооборота согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.
Второй шаг – мотивировочная часть. Здесь необходимо прописать обоснование, сославшись на нормативно-правовые акты. Речь идёт об Указании Банка России и N 209-ФЗ. В качестве обоснования прописываем реальную причину принятия решения.
Третий шаг – распорядительная часть. С красной строки пишется слово «приказываю» и по пунктам начинают утверждаться следующие положения:
- устанавливается лимит кассы. Потребуется прописать дату начала действия лимита, а также его размер;
- возлагается ответственность за соблюдение лимита кассы. Это должен быть человек, непосредственно взаимодействующий с кассовым аппаратом.
Примерный образец
На этом моменте процесс составления приказа подходит к завершению. Осталось лишь заверить его автографами всех упомянутых в нём лиц и генерального директора. Распоряжение подлежит хранению согласно утверждённой номенклатуре дел вместе с другими документами той же группы.