Приказ о смене фамилии в связи с вступлением в брак – это распорядительный документ, на основании которого изменяются личные данные сотрудника во всех имеющихся трудовых бумагах. Процедура предусматривается определённое процессуальное оформление.

Файлы для скачивания:

Смена фамилии

Смена фамилии сотрудником или сотрудницей предприятия всегда влечёт за собой определённое количество бумажной работы для работников кадровой службы. Им придётся внести изменения в трудовую книжку, трудовой договор, личную карточку и иные бумаги, в которых фигурирует ФИО молодожёна. Основанием для внесения правок послужит письменное заявление от лица на имя руководителя организации. В обращении необходимо запросить изменение фамилии и приложить к нему копию паспорта, а также свидетельство о браке, выданное в ЗАГС.

Внесение изменений в трудовой договор

Если с внутренней документацией работника на предприятии всё более-менее просто, то вот в трудовой договор внести изменения в нарушение определённой процедуры нельзя. Дело в том, что смена фамилии не подразумевает изменения лица в договоре, однако требует определённых правок. Изменять трудовое соглашение нельзя, но можно составить и подписать к нему дополнительное соглашение. Официальную бумагу так же, как и сам договор, должны подписать работник и работодатель.

Трудовая книжка

Трудовая книжка относится к бланкам строгой отчётности. Работать с такого рода документами допускают только квалифицированных и опытных сотрудников. Обычно на предприятии этим занимается начальник кадровой службы. По общему правилу вносить правки в трудовую нельзя, тем более запрещено делать это несанкционированно. Речь может пойти о возбуждении уголовного дела, так как ситуация подпадает под подделку документов.

На практике кадровик аккуратно зачёркивает текущую фамилию, прописанную в трудовой, и рядом пишет новую. На оборотной стороне обложки оставляется ссылка на приказ руководителя.

Основание и обоснование

Любой приказ руководителя фирмы должен иметь под собой основание и обоснования. Без этих двух элементов распоряжение не будет иметь юридической силы.

Под первым принято понимать законодательную основу принятия решения, выраженную в ссылке на какой-либо документ, нормативно-правовой акт. В нашем случае необходимо сослаться на письменное заявление сотрудника (ФИО, дата) с приложенными к нему бумагами (копия паспорта, свидетельство из ЗАГС).

В качестве обоснования необходимо прописать действительную причину принятия решения. Здесь оставляем фразу «в связи с вступлением в брак». Аналогичная процедура будет и в случае развода. Изменится только формулировка.

Кто пишет приказ

В теории написать приказ может абсолютно любой работник компании, имеющий общее представление о составлении распорядительной документации. Крайне редко руководитель берёт эту обязанность на себя. На практике задача в устной форме поручается кому-то из подчинённых. Это может быть юрист, секретарь, кадровик или бухгалтер. Всё зависит от конкретного случая. Было бы логично доверить написание настоящего приказа кадровику, так как работа с личной документацией сотрудников входит в его прямые обязанности.

Форма документа

Органы государственной власти в настоящий момент не предъявляют особых требований к распорядительной документации организаций. Приказ о смене фамилии, как и многие другие официальные бумаги из этой категории, может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Более того, организация вправе самостоятельно разработать собственный шаблон и использовать его на постоянной основе. Смена фамилии – довольно-таки частое явление.

Отметим, что свободная форма распоряжения в свою очередь предъявляет к его содержанию определённые требования. Речь идёт о следующих моментах:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • подписи всех упомянутых в тексте лиц за ознакомление с содержанием;
  • расшифровка автографов;
  • наличие основания и обоснования.

Написать текст можно одним из двух доступных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор делает ответственное за составление лицо с оглядкой на особенности документооборота на предприятии. Необходимо учесть, что вариант написания текста не может отразиться на юридической силе официальной бумаги.

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке приказа прописываем полное наименование предприятия-работодателя со ссылкой на его организационно-правовую форму. Этих сведений будет достаточно, так как официальная бумага носит внутренний характер. Далее присваиваем распоряжению уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Второй шаг – мотивировка. Здесь необходимо обозначить имеющиеся основания и обоснование. Ссылаемся на полученное заявление, копию паспорта и свидетельство о браке.

Третий шаг – утверждение распоряжений. С красной строки пишется слово «приказываю» и по пунктам перечисляются следующие моменты:

  • изменить фамилию сотрудника во всех документах. Нет необходимости оставлять полный перечень, так как кадровик знаком с процедурой;
  • подписать с работником дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • возлагаем контроль за исполнением распоряжения на одного из подчинённых. Эти обязанности может взять на себя руководитель лично.

Примерный образец

Как только все распоряжения будут отданы, можно переходить к подписанию. Свои автографы на официальной бумаге должны оставить все лица, упомянутые в тексте. Главная подпись принадлежит, конечно же, директору.

Приказ подлежит хранению в архиве организации в течение установленного законом срока (не менее 5 лет). По факту истечения этого периода времени документ может быть уничтожен.