Претензия перевозчику – это самостоятельный документ, в котором отправитель груза выражает свои замечания к качеству исполнения обязательств своему контрагенту. В материале мы подробно разберём, как правильно составлять официальную бумагу, а также то, как правильно её направить представителю второй стороны.

Файлы для скачивания:

Договор перевозки груза

Действующее законодательство, а именно Гражданский кодекс РФ, выделяет договор перевозки груза в качестве обособленной разновидности сделок, заключаемых между субъектами гражданских правоотношений. Так, статья 785 гласит, что одна сторона, именуемая «перевозчик», обязуется по поручению второй стороны, именуемой «отправитель», доставить те или иные объекты по указанному адресу за определённую плату. Отметим, что речь может идти как о перевозках внутри одного населённого пункта, так и о межгороде.

Гражданский закон сконструирован таким образом, что позволяет лицам заключать любые соглашения, прямо не запрещённые законом. Именно положения статьи 421 ГК РФ способствуют реализации всех прав и обязанностей субъектов права.

Юридическое значение претензии

Юридическое значение претензии тяжело переоценить, ведь она выполняет сразу же несколько функций.

Во-первых, такой способ обращения позволит скорейшим образом разрешить возникшие между сторонами договора накопившиеся противоречия. Чем быстрее будет разрешён спор, тем меньше убытков понесут контрагенты.

Во-вторых, претензия позволит решить возникший конфликт без обращения в органы судебной власти. Судебное разбирательство может длиться долгие недели, месяцы или даже годы, что невыгодно ни одной из сторон.

В-третьих, претензия является обязательным документом для обращения в арбитражный суд. Так, Арбитражный процессуальный кодекс буквально обязывает заявителя исковых требований соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

Досудебный порядок

Досудебный порядок урегулирования спора на практике заключается в своевременном уведомлении контрагента о наличии претензий. Если представитель второй стороны не будет оспаривать свою неправоту, он вправе выполнить требования отправителя, выплатив денежную сумму или доставив груз.

Уведомление происходит посредством услуг Почты России. Заявитель требований должен направить контрагенту заказное письмо с уведомлением о вручении. Так у него на руках останется доказательство совершения попытки урегулирования конфликта. Если в течение 30 календарных дней ответа не последовало, распечатываем копию почтового реестра, квитанцию об отправке письма, прикладываем их к исковому заявлению. Так суд будет уверен в том, что заявитель надлежащим образом выполнил требования закона.

Характер спора

Спор, возникающий между перевозчиком и отправителем, всегда носит материальный характер. Речь может идти о бое доставляемого груза, просрочке исполнения обязательств. Каждое из этих оснований позволит заявителю истребовать с контрагента определённую сумму денег.

Условиями договора также может быть предусмотрена неустойка за каждый день просрочки доставки. Все эти и многие другие моменты прямо прописываются в тексте соглашения.

Форма документа

Претензии относятся к той разновидности официальных бумаг, к форме которых действующее законодательство не предъявляет особых требований. Это положение означает, что документ может быть составлен без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме. Такая свобода действий обуславливается тем, что, по сути, претензия используется исключительно в рамках деловой переписки между участниками сделки.

Претензию принято оформлять на фирменном бланке компании-отправителя. Так перевозчику будет проще разобраться, кто является заявителем требований, а сама официальная бумага возымеет более деловой внешний вид. Конечно, при отсутствии такового, можно будет воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 или А5. Главное – чтобы документ был читаем и доступен для сканирования.

Исполнить текст претензии допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Мы бы порекомендовали отдать предпочтение именно печатному варианту, так как документ придётся распечатывать в нескольких экземплярах, один из которых будет направляться в суд. Почерк человека не всегда можно доступно и быстро разобрать, прочесть.

Рассказываем, как правильно оформить претензию

При работе с претензией первым делом необходимо отметить, кому и по какому поводу она направляется. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги, в его шапке, отмечаем ФИО руководителя компании-контрагента, занимаемую им должность, а также полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ПАО и так далее). Здесь же, но чуть ниже, обозначаем аналогичный набор сведений, но уже об отправителе (заявителе требований). Далее по тексту указываем дату и место его составления. Это довольно важный момент, на который будут обращать внимание при расчёте количества дней просрочки, а также вытекающей из него денежной суммы компенсации.

Ниже по документу ссылаемся на заключённый между сторонами договор перевозки груза, отмечаем, что перевозчик каким-то образом нарушил права отправителя, ненадлежащим образом исполнив взятые на себя обязательства. Прикладываем к претензии все имеющиеся доказательственные документы, оформляем их по списку в столбик.

Примерный образец

На этом моменте работа по составлению претензии подходит к своему завершению. Заверяем её автографом руководителя компании-отправителя, направляем контрагенту заказным письмом. Если представитель второй стороны пойдёт навстречу, ситуация разрешится скорейшим образом.