Претензия подрядчику – это самостоятельный документ, направляемый заказчиком своему контрагенту с целью совершения попытки урегулирования возникшего спора. В материале мы рассмотрим правовую основу мероприятия, а также расскажем, как правильно составить и направить претензию представителю второй стороны.

Файлы для скачивания:

Юридическое значение

По своей юридической природе претензия как официальная бумага обладает определённой силой. Дело в том, что подача претензии будет считаться соблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Так, Арбитражный процессуальный кодекс выделяет данную стадию в качестве обязательной, без прохождения которой исковое заявление попросту не будет принято. Того же нельзя сказать про гражданский процесс, в котором всё зависит от отдельного случая.

Претензия

Претензия представляет собой документ, в котором заказчик прописывает все свои недовольства относительно работы подрядчика. Дело может касаться сроков, качества исполнения, выбранных материалов и многого другого. Любой из вышеперечисленных моментов может послужить основанием для признания выполненной работы недоброкачественной, не соответствующей условиям договора. Дело в том, что подрядчик берёт на себя обязательство по заданию заказчику выполнить какую-то работу. При чём конкретную работу, по условиям контрагента.

Заказчик в свою очередь должен оплатить труд, а также покрыть материалы, если такое условие числится в сделке.

Досудебный порядок

Досудебное разрешение вопроса по идее должно входить в сферу интересов обоих контрагентов. Так, заказчик будет удовлетворён более скорым разрешением конфликта, а подрядчик – меньшими санкциями. Как правило, любое мировое соглашение между сторонами спора всегда подразумевает более мягкие условия, чем те, что будут продиктованы решением суда. Доводя дело до зала судебного разбирательства, следует понимать, что процесс может тянуться долгие недели, месяцы и даже годы.

Содержание

Содержание претензии будет зависеть от характера правоотношений, сложившихся между контрагентами, а также от конкретных нарушений условий договора, выявленных заказчиком. Составителю придётся ссылаться на пункты соглашения, нормы действующего законодательства. Чем больше нормативной правовой основы будет размещено в тексте претензии, тем лучше.

Доверить задачу по составлению претензии рекомендуется человеку с юридическим образованием, разбирающемуся в претензионной работе. В небольших организациях это бремя всегда ложится на генерального директора лично.

Как передать

Уведомление контрагента о наличии у заказчика претензий – это половина всего дела. Если выполнить эту часть мероприятия ненадлежащим образом, рассчитывать на успешность процедуры не придётся. В теории оповестить представителя второй стороны можно двумя способами: при личной встрече, передав претензию из рук в руки, либо посредством Почты России заказным письмом с уведомлением о вручении. Второй вариант всегда видится более приоритетным, так как не придётся тратить время на разъезды по городу. Особенно актуальным данный способ становится в том случае, если подрядчик географически располагается в другом населённом пункте.

Ещё одно довольно важное преимущество почтового отправления – это наличие на руках доказательств. Сотрудник почты выдаст заказчику квитанцию оплаты отправления и почтовый реестр, в котором будет видно, кто, кому и когда выслал письмо. Копии этих официальных бумаг прикрепляются к будущему исковому заявлению в качестве приложений.

Форма документа

Форма претензии в настоящий момент времени не установлена на законодательном уровне. Это означает, что все официальные бумаги из данной группы могут быть составлены в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Каждый отдельно взятый субъект гражданского права волен разработать собственный уникальный шаблон, использовать его в практике на постоянной основе.

Исполнить претензию лучше всего на фирменном бланке организации-заказчика, чтобы придать ей более деловой внешний вид. Также на бланке прописывается полное наименование фирмы, ИНН, ОГРН, юридический адрес и иные реквизиты. Если такового не оказалось в наличии, можно воспользоваться чистым листом бумаги формата А4.

Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта повсеместно применяются в ходе практики.

Рассказываем, как правильно составить претензию

Составляя претензию, первым делом следует отметить, кто является отправителем и получателем. Для этого в шапке документа указываем ФИО руководителя компании-подрядчика, занимаемую им должность, а также наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму. Здесь же в родительном падеже обозначаем аналогичный набор сведений о заказчике.

Ниже по документу отмечаем дату и место его составления, переходим к сути вопроса. Со ссылками на действующее законодательство и пункты договора формируем свою претензию, указывая на обнаруженные недостатки. В отдельных случаях контрагент будет обязан исправить их в кратчайшие сроки.

Следующим шагом пишем слово «требую», по пунктам заявляем полный перечень требований. Речь может идти о выплате неустойки, устранении недостатков, доработке и так далее. Всё решается в индивидуальном порядке.

Примерный образец

Как только все вышеуказанные моменты будут размещены на бумаге, можно приступать к подписанию. Заверять претензию должен генеральный директор компании заказчика. Оставлять на бумаге оттиск фирменной печати необязательно, хотя никто и не запрещает. Направляем контрагенту любым удобным способом из доступных, ждём ответной реакции. Если в течение 30 дней её не последовало, можно приступать к составлению искового заявления.