Претензия о замене товара ненадлежащего качества – это самостоятельный документ, который потребитель может заявить в адрес продавца в случае обнаружения дефектов в приобретённом товаре. Сегодня мы разберём отдельные положения законодательства, регулирующие данную сферу, а также расскажем о правилах оформления претензий, их передачи адресату.

Файлы для скачивания:

Правовая основа

Основной нормативный правовой акт, устанавливающий дополнительные гарантии для граждан при приобретении товаров или оплате услуг, — это Закон «О защите прав потребителей». Так, законом регламентируется сама возможность возврата товара ненадлежащего или надлежащего качества, обуславливаются сроки предъявления претензий, возврата. По общему правилу товар ненадлежащего качества может быть возвращён в магазин или обменян на аналогичный в течение гарантийного срока.

В тех ситуациях, когда на товар не установлено конкретного гарантийного срока, возврат может быть оформлен в разумные сроки, но не более двух лет. В каждом отдельно взятом случае данный временной промежуток может быть уникальным.

Потребительский закон в свою очередь отсылает потребителя к общим нормам Гражданского кодекса РФ. Любые правоотношения, происходящие между потребителем и поставщиком услуг, продавцом товаров, относятся к гражданским. Это может быть разновидность договора возмездного оказания услуг или купли-продажи.

Обращение с претензией

Потребитель, обнаруживший дефекты в качестве приобретённого им товара, может выступить к его продавцу с претензией, в которой потребовать возвратить уплаченные денежные средства, заменить его на аналогичный либо отремонтировать. Если недостатки являются очевидными и их обнаружение не требует проведения дополнительного изучения предмета, срок для обработки претензии и замены товара составит всего 7 календарных дней. При необходимости исследования срок продлевается до 20 календарных дней.

Заявить претензию можно как к продавцу, так и к производителю. Этот выбор делает исключительно покупатель. Отметим, что обратиться с документом сразу к двум организациям не выйдет.

Ответственность и неустойка

Случаются ситуации, когда недобросовестные продавцы игнорируют просьбу потребителя, не желая удовлетворять её в добровольном порядке. Такое поведение будет расценено как совершение административного правонарушения, а саму организацию смогут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьей КоАП. Более того, за каждый день просрочки удовлетворения претензионного вопроса будет начисляться неустойка в размере одного процента от стоимости товара. В конечном итоге, если ситуация слишком затянется, неустойка сможет сравняться с ценой предмета, но не сможет её превысить.

В том случае, если дело дойдёт до судебного разбирательства, с недобросовестного продавца дополнительно можно будет взыскать штраф размером в 50 процентов от удовлетворённой по решению суда суммы. Таким образом может сложиться ситуация, когда потребитель не только получит уплаченные им денежные средства за товар, но даже «выйдет в плюс» при учёте взыскания по прочим основаниям.

Форма документа

Форма претензий в рамках потребительского закона не утверждается на законодательном уровне, в результате чего гражданин вправе сформировать документ так, как ему того хочется. Никаких общеобязательных унифицированных бланков не существует, а все шаблоны, размещённые на нашем сайте, носят исключительно рекомендательный характер, призваны упростить задачу рядовому человеку. Формируя претензию, составителю потребуется соблюдать общие правила делового документооборота, а также прочие моменты, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей».

Исполнить документ следует на чистом листе бумаги формата А4, а написать его содержание допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств.

Инструкция по формированию претензии

Начинаем составлять нашу претензию с шапки, отметив в ней, кому и от кого она подаётся. Для этого потребуется прописать полное наименование магазина, в котором приобретался товар, ФИО и должность его руководителя, а также фактический адрес. Здесь же обозначим свои ФИО, серию н номер паспорта, место регистрации и номер сотового телефона для обратной связи.

Ниже по документу приступаем к оформлению содержательного блока, в котором потребуется расставить точки над «i» по следующим вопросам:

  • когда приобретался товар (хотя бы примерные дата и время);
  • имеется ли чек об оплате;
  • какие дефекты послужили причиной для обращения с претензией;
  • каким образом вы хотите разрешить ситуацию (замена товара, соразмерное снижение его стоимости, возврат денежных средств).

Следующим шагом обращаемся к представителям магазина, просим их заменить приобретённый вами товар на аналогичный либо возвратить уплаченные за него денежные средства. Здесь всё зависит исключительно от желания потребителя. Если в течение семи дней ответа не последовало, снимаем копию с претензии, приобщаем к исковому заявлению, передаём дело на рассмотрение в судебном порядке. Подобные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

Примерный образец

Отметим, что в теории имеется возможность миновать стадию обращения с претензией, сразу же подав в суд исковое заявление. Законодатель этого не запрещает, однако решить спор мирным путём будет куда более предпочтительнее. Таким образом обе стороны смогут сэкономить время, деньги и нервы.