Претензия о защите прав потребителей – это самостоятельный документ, с которым вправе обратиться потребитель к поставщику услуг или продавцу товаров с целью восстановления нарушенных потребительских прав. Сегодня мы рассмотрим, какими нормами регулируются правоотношения между потребителем и его контрагентом, расскажем, какова юридическая роль претензии, как правильно её сформировать и передать на рассмотрение.

Файлы для скачивания:

Потребительские права

Потребительские права граждан относятся к базовым, гарантируемым на законодательном уровне. Основной нормативный акт, регулирующий правоотношения в данной сфере, — это Закон «О защите прав потребителей». Настоящий закон не только устанавливает общие принципы взаимодействия потребителей с контрагентами, но также предъявляет определённые требования к качеству оказываемых услуг, реализуемых товаров. По общему правилу потребитель на выходе всегда должен получать качественный продукт. Таким образом субъектам предпринимательства запрещается обманывать население, вводить его в заблуждение, продавать продукты питания с истёкшим сроком годности, реализовывать бракованные товары, заранее об этом не упомянув.

Так закон наделяет гражданина правом обратиться к недобросовестному контрагенту с письменной претензией, в которой изложить свои требования. В течение десяти календарных дней представители получающей стороны должны проанализировать содержание документа, изучить фактические обстоятельства и прийти к однозначному выводу. В том случае, если требования потребителя будут основываться на букве закона, а предприятие ему откажет, дело безо всякого сомнения дойдёт до суда. Орган правосудия в соответствии со статьей 13 потребительского закона применит к нарушителю дополнительный штраф за отказ от добровольного удовлетворения требования гражданина.

Роль претензии

Юридическую роль претензии на самом деле весьма легко недооценить. Если в ряде случаев её отправление контрагенту является обязательным условием для дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением, то в нашем случае бумага признаётся факультативной. В принципе, потребитель изначально может подать иск, избежав этапа досудебного урегулирования спора. Тем не менее мы бы не рекомендовали так поступать. Отправка претензии позволит вам разрешить ваш спор в кратчайшие сроки, а в ряде случаев и получить извинения от магазина в виде дополнительной скидки на будущие покупки или что-то ещё.

Дело в том, что любой субъект рынка крайне не заинтересован в привлечении к себе дополнительного внимания со стороны госорганов. Вероятно, если на место прибудет сотрудник Роспотребнадзора с проведением проверки, будет выявлено ряд и других нарушений, о которых потребитель даже не догадывался. Отчасти именно по этой причине продавцы и поставщики услуг регулярно идут на мирное разрешение спора, предоставляют свои официальные извинения.

Основания для обращения

Оснований для обращения к контрагенту с претензией можно представить множество. Так, поводом будет являться любое нарушение ваших потребительских прав, начиная от приобретения просроченной палки колбасы и заканчивая некачественной уборкой снега во дворе дома. Следует понимать, что любые услуги, получателем которых является рядовой гражданин, попадают под действие потребительского закона, а значит, государство следит за их исполнением наиболее тщательно.

В претензии потребитель может попросить следующее:

  • возвратить ему уплаченные за приобретение товара или получение услуги денежные средства;
  • соразмерно снизить стоимость товара или услуги в связи с выявленными дефектами;
  • выплатить неустойку за просрочку исполнения обязательства, если соглашение носит срочный характер.

Форма документа

Форма претензии признаётся действующим законодательством условно свободной, так как ни один нормативный акт не предлагает к использованию общеобязательных унифицированных бланков. На нашем сайте можно найти образцы претензий и жалоб по различным основаниям, однако все они носят лишь рекомендательный характер. В принципе, каждый гражданин вправе оформить документ так, как ему того хочется.

Написать текст официальной бумаги допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. За основу всегда берётся чистый лист бумаги формата А4.

Рассказываем, как правильно составить претензию

Претензия по своему смыслу практически идентична исковому заявлению, следовательно, составлять мы её будем по той же формуле. В шапке отметим, кому и от кого она подаётся, то есть полное наименование контрагента, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес, ФИО потребителя, место прописки, серию и номер паспорта, личный номер сотового телефона для связи.

Ниже по документу приступаем к оформлению основного блока. Здесь нам потребуется обозначить, какие правоотношения связывают потребителя и организацию. Отмечаем, что вы приобретали какой-либо товар или заказывали услугу, однако по итогу полученный результат не соответствовал ожиданиям, условиям соглашения, нормам действующего законодательства. Плавно подводим мысль под выдвижение требований, обозначаем, что в случае их неудовлетворения вы намерены заявить иск в суд.

Следующим шагом обращаемся к руководству организации, требуем возвратить вам денежные средства и при необходимости выплатить неустойку. Заверяем официальную бумагу своим автографом с расшифровкой, передаём на рассмотрение получающей стороне.

Примерный образец