Претензия о возмещении убытков – это самостоятельный документ, основная задача которого заключается в мирном порядке урегулирования возникшего между контрагентами спора. Сегодня мы разберёмся в правовой основе убытков, расскажем, как правильно составить претензию, отправить её контрагенту на рассмотрение.

Файлы для скачивания:

Убытки как правовая категория

Под убытками принято понимать денежные расходы, которые лицо вынуждено понести в результате нарушения его прав. Речь может идти о ненадлежащем исполнении условий соглашения, упущенной выгоде в результате незаконных действий третьей стороны или чём-то ещё. 15 статья Гражданского кодекса гласит, что убытки подлежат полному возмещению лицом, результатом действий/бездействия которого они явились.

В качестве примера можно привести следующую правовую ситуацию:

Гражданин А заключил с организацией Б договор подряда на замену задних тормозных колодок в автомобиле. Автосервис выполнил свою работу некачественно, в результате чего тормоза не работали вовсе, а гражданин А попал в автомобильную аварию. Ущерб, причинённый транспортному средству, составил 50 000 рублей, который тот заплатил из своего кармана. А обратился с претензией к Б о возмещении понесённых им убытков, организация в удовлетворении требований отказала.

Досудебный порядок

Досудебный порядок разрешения спора предусмотрен далеко не по всем сферам правоотношений. Так, если речь идёт о конфликте между субъектами предпринимательской деятельности, то есть споре, подсудному арбитражному суду, соблюдение досудебного порядка является обязательным. Практически во всех остальных случаях можно обойтись и без претензии, однако мы бы не советовали так поступать.

Дело в том, что претензия позволит гражданину разрешить возникший вопрос как можно скорее, ведь далеко не всегда недобросовестный контрагент желает вступать в судебный спор. Судебная тяжба может длиться несколько месяцев, требует временных и денежных затрат. Порой самым верным вариантом видится именно добровольное удовлетворение требований лица.

Как отправить

Всего в настоящий момент существует два основных способа отправки претензии контрагенту и один альтернативный. В качестве основных выделяют личное обращение с официальной бумагой и отправку заказного письма с уведомлением о вручении через отделение Почты России. Под альтернативным понимается отправка электронного письма на адрес электронной почты, если таковой закреплён за организацией на официальном уровне.

Нарочный способ предполагает передачу документа из рук в руки, на первый взгляд представляется самым простым, однако на деле это не так. Представитель получающей стороны может попросту отказаться принимать ваш документ, намеренно утратить его или иными способами сделать так чтобы ваше обращение не было рассмотрено.

Все практикующие юристы и предприниматели ведут документооборот с лицами посредством услуг Почты России. Сам факт получения корреспонденции будет подтверждаться возвратившимся отправителю уведомлением о вручении.

Подтверждения факта обращения нужно не только для того, чтобы исчислять срок обработки претензии, но и для обращения в арбитражный суд. Если судья, получивший ваше исковое заявление на стол, не обнаружит в приложениях копию уведомления о вручении или зарегистрированный ответчиком экземпляр претензии, дело не будет принято к производству вовсе.

Форма документа

Форма документа предполагает предъявление определённых требований к внешнему виду и структуре претензии. В настоящий момент законодатель не предлагает к использованию общеобязательных унифицированных бланков или хотя бы рекомендованных шаблонов, в связи с чем граждане вольны оформлять претензии в свободной форме. Не забываем соблюдать общие правила делового документооборота, предъявляемые ко всей документации.

Написать текст можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Сам документ оформляется на чистом листе бумаги формата А4.

Рассказываем, как правильно составить претензию

Как и в любом другом документе, начать следует с заполнения шапки претензии. В правом верхнем углу листа бумаги мы отметим полное наименование организации-получателя, причинившей вам убытки, ФИО и должность её руководителя, юридический адрес согласно ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Затем оставим сведения о себе как о физлице или представителе организации.

Следующим шагом приступаем к формированию содержательного блока. Отмечаем, что между сторонами заключено какое-то гражданско-правовое соглашение, в результате ненадлежащего исполнения условий которого контрагент причинил вам убытки. Потребуется чётко обозначить причинно-следственную связь между действием/бездействием партнёра и понесёнными убытками, предоставить подробный расчёт таковых. Без расчёта надеяться на удовлетворение ваших требований не придётся как в досудебном, так и судебном порядке.

Ниже по документу обращаемся к контрагенту, выдвигаем ему свои требования о возмещении причинённых вам убытков в твёрдой денежной сумме. В теории сумму можно будет обговорить с партнёром, в дальнейшем изменив её в большую или меньшую сторону.

Примерный образец

Заверяем официальную бумагу подписью представителя отправителя, передаём на рассмотрение любым удобным для вас способом. Ждать ответа потребуется в течение тридцати календарных дней. Если реакции так и не последовало, заявляем иск в суд.