Претензия арендатору – это самостоятельный документ, в котором арендодатель выражает свои претензии к контрагенту по договору аренды. В материале мы рассмотрим, что представляет собой договор аренды с точки зрения действующего законодательства, как правильно составить и направить претензию.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Договор аренды
Договор аренды является уникальной разновидностью соглашений, заключаемых между лицами. Так, одна сторона, именуемая «арендодатель», обязуется за определённую плату предоставить другой стороне, именуемой «арендатор», право пользования помещением. При чём следует отличать договор найма от договора аренды. В первом случае речь идёт исключительно о жилом помещении. В качестве нанимателя всегда выступает физическое лицо, а цель найма – проживание.
Аренда относится к сфере деятельности юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Размер арендной платы и прочие нюансы контрагенты согласовывают в индивидуальном порядке.
Обязанности арендатора
Арендатор по факту подписания договора аренды приобретает право пользования нежилым помещением. При чём речь идёт именно о пользовании, а не о распоряжении. Так, лицо обязано поддерживать объект недвижимости в приемлемом состоянии, не ухудшать его качество. Для контроля за соблюдением данного обязательства стороны при подписании соглашения проводят осмотр помещения, подмечая все недочёты. По факту осмотра составляется самостоятельный документ – акт осмотра помещения в рамках заключения договора аренды. О том, как правильно его составить, мы рассказали в другом нашем материале, опубликованном на сайте.
Если контрагент не выполняет возложенные на него договором обязательства, арендодатель имеет полное право расторгнуть соглашение.
Основания для одностороннего расторжения
Статья 619 ГК РФ приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, которые позволят арендодателю разорвать все отношения с контрагентом. К таковым относят:
- использование помещения не по назначению;
- ухудшение общего состояния объекта недвижимости;
- просрочка арендного платежа на протяжении двух и более периодов;
- не производит капитальный ремонт, если возникла такая необходимость.
Следует отметить, что одностороннее расторжение договора является именно правом лица, а не его обязанностью. Если лицо по каким-то причинам желает сохранить текущую сделку, придётся направлять арендатору претензию.
Претензия
Претензия по своей юридической природе является официальной бумагой, которая имеет своей целью урегулировать возникшие недопонимания, не доводя ситуацию до точки кипения. Возможно, арендатор признает, что он действительно был не прав, выполнит выдвинутые арендодателем требования. Как правило, все требования носят материальный, имущественный характер, связаны с причинением вреда имуществу.
Отправить претензию следует исключительно посредством услуг Почты России. При чём речь идёт именно о заказном письме с уведомлением о вручении. Так на руках у отправителя останется доказательство в виде почтового реестра и квитанции. Если урегулировать спор мирным путём не удастся, придётся подавать исковое заявление в суд. Документы, подтверждающие соблюдение порядка досудебного разбирательства, прилагаются к заявлению.
Форма документа
Претензия является официальной бумагой гражданского документооборота. Таким образом контрагенты разрешают накопившиеся противоречия и недопонимая. Гражданское законодательство прописано таким образом, чтобы максимально упростить этот процесс. Любая претензия может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.
В качестве носителя информации принято использовать фирменные бланки предприятий, если заявителем претензий выступает юридическое лицо. Таким образом документ обретёт более деловой внешний вид. В случае с физлицами применяют чистые листы бумаги формата А4.
Исполнить содержание допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба метода повсеместно используются на практике. Однако следует иметь в виду, что дело может дойти до суда, а это значит, что копию претензии придётся прикладывать к исковому заявлению. В такой ситуации предпочтительнее будет воспользоваться именно печатным вариантом.
Рассказываем, как правильно составить официальную бумагу
Претензия по своей юридический природе не является приложением к договору, заключённому между сторонами. Поэтому достаточно будет указать лишь то, кому и от кого она подаётся. В шапке официальной бумаги прописываем ФИО руководителя фирмы-контрагента, занимаемую им должность, а также полное название предприятия со ссылкой на организационно-правовую форму юрлица. Затем оставляем аналогичный набор сведений о себе и своей фирмы. Если в качестве сторон выступает физлица (например, ИП), обозначаем их ФИО и адрес регистрации (постановки на налоговый учёт).
Далее по тексту отмечаем, что между сторонами заключён договор (дата, номер) аренды помещения, указав его адрес. Следующим шагом утверждаем, что арендатор нарушает конкретные пункты соглашения своими действиями, перечисляя их по списку. В качестве приложения к претензии можно подкрепить любые бумаги, подтверждающие наличность требований. Например, акт осмотра помещения, платёжное поручение или что-то ещё. Каждое вещественное доказательство сыграет свою роль в процедуре.
Примерный образец
Как только все вышеуказанные моменты будут размещены на бумаге, можно переходить к подписанию. Документ заверяется автографом уполномоченного на то представителя арендодателя без оттиска фирменной печати. Если в течение 30 календарных дней с даты отправления ответа не последовало, можно обращаться с исковым заявлением в суд.