Претензия контрагенту – это документ, в котором формируется полный список недовольств одного партнёра другим. Речь идёт, как правило, о нарушении прав и выплате определённой денежной суммы в качестве возмещения убытков. О том, как правило составить официальную бумагу, направить её представителю второй стороны, мы расскажем в настоящей статье.

Файлы для скачивания:

Юридическое значение

Актуальное на сегодняшний день судебное процессуальное законодательство выстроено таким образом, чтобы подталкивать лиц на досудебное решение спора. Такой вариант компромисса будет выгоден всем участникам мероприятия: обоим контрагентам и суду.

Арбитражный процессуальный кодекс обязывает заявителя исковых требований предпринять попытку досудебного урегулирования конфликта. Без соблюдения этого правила заявление к рассмотрению и производству принято не будет. Гражданский процесс имеет схожую норму, однако она применяется только в отдельных случаях. Большинство исковых заявлений может быть принято без предварительного урегулирования.

Досудебное примирение

Досудебное урегулирование конфликта, возникшего между сторонами, входит в сферу интересов каждого из контрагентов, однако это не всегда так. Если представители обеих сторон являются добросовестными субъектами гражданских правоотношений, а спор явился исключительно последствием недопонимания, будет лучше решить вопрос без привлечения суда. Таким образом получится сэкономить много времени и денежных средств, ведь судебные издержки никто не отменял. Сюда входит госпошлина, оплата всевозможных экспертиз, почтовых отправлений и так далее.

Более того, судебное разбирательство может тянуться долгие недели, месяцы и даже годы. Чем дольше процесс, тем больше ресурсов будет выжато из сторон. Именно поэтому лучше всего разрешать конфликт на стадии досудебного урегулирования.

Споры между контрагентами

Спор между контрагентами может возникнуть в рамках любого гражданско-правового договора: оказание услуг, подряд, поставка и так далее. Всегда кто-то не уложится в срок, просрочит оплату или выполнит работу вне соответствия техническому заданию. Нормы Гражданского кодекса пытаются регламентировать поведение контрагентов в наиболее распространённых ситуациях, однако базовой информации из кодекса не всегда бывает достаточно.

Отправка

Способ отправки претензии контрагенту играет порой даже большую роль, чем само содержание официальной бумаги. Так, необходимо будет подтвердить, что вторая сторона в действительности была уведомлена о наличии претензий к ней. В качестве доказательства данного факта могут выступить два документа:

  • экземпляр претензии с подписью представителя получателя;
  • копия квитанции об отправке почтового отправления в совокупности с почтовым реестром.

Безусловно, вариант с заказным письмом и услугами Почты России видится более простым в исполнении. Именно им и пользуются участники деловых правоотношений на практике.

Содержание претензии

Текст претензии должен содержать в себе ссылки на действующее законодательство в той части, в которой по мнению заявителя были нарушены его права. Могут иметь место ссылки на нормативные правовые акты, договор, акты, судебную практику и так далее. Чем больше нормативной основы, тем более вероятен успех в деле. Возможно, контрагент действительно поймёт, что своими действиями или бездействием нарушил права второй стороны.

Форма документа

Претензия относится к той разновидности официальных бумаг, к которым действующее законодательство не предъявляет никаких строгих требований. Это означает, что документ может составляться без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме. Этот фактор значительно облегчит задачу составителю, ведь ему не придётся копаться в нормативных актах в поиске актуального на сегодняшний день бланка. Универсальный шаблон всегда можно разработать самостоятельно.

Исполнить содержание документа можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе используются в деле. Конечно, печатный вариант всегда считается более приоритетным, однако решающим моментом при выборе является наличие технической возможности.

В качестве носителя информации используется чистый лист бумаги формата А4 либо фирменный бланк предприятия, заявляющего свои требования. Всё зависит от того, кто выступает в качестве составителя.

Рассказываем, как правильно оформить претензию

Грамотное оформление претензии требует серьёзной подготовки в юридическом плане, поэтому мы разберём весь процесс поэтапно. В первую очередь нам предстоит отметить, кому и от кого направляется претензия. В правом верхнем углу листа бумаги, в шапке, указываем ФИО руководителя компании-контрагента, занимаемую им должность, наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму. Затем оставляем аналогичный набор сведений о себе и своей фирме.

Ниже по документу берёт своё начало основной блок, который следует начать с краткой предыстории начала взаимоотношений между лицами. Ссылаемся на заключение какого-либо гражданско-правового договора, отмечаем, какие именно действия контрагента привели к нарушению прав заявителя. Чем больше ссылок на законодательство и первичную учётную документацию, тем лучше. Все сопутствующие официальные бумаги, подтверждающие позицию, оформляем в качестве приложений.

Примерный образец

На этом моменте работа по составлению претензии подходит к завершению. Заверяем документ подписью руководителя компании-заявителя (с расшифровкой), направляем контрагенту по почте. Оставлять оттиск фирменной печати предприятия необязательно.