Акт о снятии товара с продажи по форме КОМИС-5 – это официальная бумага, подтверждающая, что товар, принятый комиссионером на реализацию, был фактически снят с продажи по тем или иным причинам. Процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт является бухгалтерской учётной официальной бумагой, необходимой для проведения всей процедуры через бухгалтерию. Только так бухучёт фирмы можно будет назвать полностью легальным и «чистым». Также документ выступает одной из бумаг, составляемых в рамках заключённого между контрагентами договора комиссии, является приложением к нему.

Договор комиссии

Действующая редакция Гражданского кодекса предусматривает такую разновидность соглашений между лицами как договор комиссии. Такой вид сделки представляет собой соглашение, в соответствии с которым одна сторона (комиссионер) передаёт другой (комитенту) какой-то определённый объект в целях реализации от своего имени за соответствующую плату. Условиями договора устанавливается цена за товар. Контрагент не вправе реализовать имущество по меньшей стоимости, однако можно продать объект по большей. В таком случае стороны делят полученную прибыль пропорционально, опираясь на условия соглашения.

В силу действующей свободы договора лица вправе указывать в договоре и иные условия, положения, которые сочтут важными и необходимыми в данной ситуации. Речь может идти о сроках реализации, процентах от выручки с продажи объекта и так далее.

Причины снятия

На практике причины для снятия могут быть самыми различными. В качестве чаще всего встречающихся на практике можно выделить следующие:

  • снятие для возврата комитенту (отказ от исполнения условий договора, просьба контрагента, истечение срока соглашения);
  • осуществление ремонта имущества;
  • химчистка товара (актуально для мебели);
  • снятие в целях уценки.

Как бы то ни было, снятие с продажи всегда должно быть оформлено соответствующими официальными бумагами.

Кто составляет акт

По общему правилу бремя по составлению акта ложится на продавца или руководителя комиссионного магазина. Именно эти сотрудники являются материально ответственными лицами. В случае утраты товара придётся возместить убытки комитенту. В любом случае ответственный за составление работник должен обладать необходимыми навыками работы с документами, чтобы не допустить ошибок при заполнении бланка.

Форма документа

В настоящий момент любая учётная бухгалтерская официальная бумага может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных бланков. Акт о снятии товара с продажи не является исключением. До 2013 года в подобных ситуациях предприятия были вынуждены использовать утверждённую Постановлением Госкомстата форму КОМИС-5, предназначенную как раз для таких случаев и использования в сфере комиссионной торговли. По состоянию на сегодняшний день бланк носит лишь рекомендательный характер, выступает в качестве типовой формы, однако многие организации по сей день продолжают им пользоваться в силу привычки сотрудников и удобства в работе.

Заполнить форму КОМИС-5 допускается одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор делает материально ответственное лицо, составляющее акт, с оглядкой на особенности документооборота в компании. Официальная бумага в любом случае будет обладать юридической силой, так как способ изложения никак не может на неё повлиять. Отметим, что ответственный сотрудник на практике заранее распечатывает чистый бланк для заполнения и вносит в него сведения от руки.

Правила работы с типовыми формами

Следует учесть, что при работе с унифицированными формами необходимо соблюдать определённые правила, обозначенные в Законе «О бухучёте», методических рекомендациях и продиктованные сложившейся многолетней практикой. Речь идёт о следующих моментах:

  • если был выбран рукописный способ заполнения, чернила должны быть одного цвета;
  • автографы ответственных лиц обязательно нужно расшифровать (фамилия и инициалы);
  • форма КОМИС-5 требует указания денежных сумм прописью, включая копейки;
  • в бланке нельзя оставлять неточности и опечатки. В случае обнаружения ошибки следует аккуратно зачеркнуть неверное положение, рядом прописать правильное, сделать отметку «исправленному верить», проставить дату внесения корректировок и заверить процедуру подписями всех без исключения членов комиссии.

Объясняем, как заполнить форму КОМИС-5 «на пальцах»

Форма КОМИС-5 состоит из одной страницы, её заполнение не должно вызвать затруднений у опытных работников сферы комиссионной торговли, тем не менее разберём процесс поэтапно.

Первым делом обратим внимание на шапку документа. Здесь необходимо прописать полное наименование организации (комиссионера) со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ООО), указать коды предприятия согласно классификаторам (ОКПО, ОКПД), ИНН.

Следующим шагом присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения в фирме согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) его составления. Ниже по документу обозначаем наименование товара, который снимается с продажи, оставляем ссылку на заключённый договор комиссии (дата, номер). Затем прописываем цену реализации из соглашения, обуславливаем причину снятия с продажи.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к своему завершению. Осталось лишь заверить его необходимыми автографами (с расшифровкой). Форма предусматривает, что в акте должны расписаться следующие лица: руководитель организации, материально ответственное лицо и бухгалтер. Как только подписи встанут на свои места, официальную бумагу можно считать успешно составленной. Бухгалтер сможет отразить мероприятие документально.